Новый год – любимый праздник миллионов – праздник волшебства, семейных встреч и, конечно же, подарков. Для ритейла это пики продаж, время, когда выручка может и должна взлететь по-максимуму. Однако, рождественско-новогодняя торговля в последние годы переживает трансформацию, во многом обусловленную значительными изменениями в жизни и поведении потребителей.
Ирина Болотова, эксперт сервиса по оптимизации магазинов «Про.Сторы», специально для b2b-медиаресурса «Точка продаж» собрала аналитику по итальянскому ритейлу в предновогодний период.
Давайте оценим, как подходят к подготовке этого праздника итальянские потребители и что их ждет в ближайшее время.
К примеру, итальянские потребители год от года показывают следующие новогодние изменения:
- 9 из 10 итальянцев встретят Рождество и Новый год дома.
- На столе будут типичные рождественские продукты (в офлайн-рознице они стоят на специальных местах уже с начала ноября):
- шампанское (89%),
- сезонные фрукты (88%),
- рождественский кулич (78%),
- pandoro (еще один рождественский пирог) (73%),
- местные сладости (сладкие новогодние подарки) (58%).
- Именно продукты и объемные подарочные корзины, алкоголь и сладости являются типичным и беспроигрышным подарком близким родственникам и друзьям.
«Для российского ритейла интересные подарочные продуктовые корзины – большая точка роста, – отмечает эксперт. – Интерес к более вкусным, нетипичным продуктам показывают все свежие исследования. Люди готовы переплатить. Готовы и к тому, чтобы за них собрали и красиво упаковали».
- С начала ноября рождественские деликатесы – уже на дополнительных местах продаж, и все – по скидкам от 20 до 50%. Скидка – это новый индикатор для покупателей. Нет скидки – нет продажи – таково новое покупательское поведение.
- В новогоднем каталоге 2024-2025:
- led-гирлянды,
- рождественские венки и елочные игрушки,
- все для сервировки новогоднего стола – скатерти, подсвечники, новогодние свечи, бокалы, посуда, посуда для приготовления с новогодней тематикой,
- корзины (чтобы собрать самому новогодний подарочный продуктовый набор),
- пижамы и белье в рождественских принтах,
- подарочные пакеты.
- Каждый итальянец тратит в среднем 180-200 евро на подарки на Рождество и Новый год. В 2022 году цифра составляла 165 евро, в 2023 – 186 евро. По официальной статистике инфляция в стране 1,7-1,9%.
Люди не стремятся тратить больше, просто товары становятся дороже. По увеличению видно, что инфляция гораздо выше, как минимум 12-14%. - Итальянцы тратят на Рождество и Новый год почти 3 миллиарда евро. Но не у всех есть деньги, чтобы его отпраздновать. Правительство планирует выплатить по 100 евро «бонус Деда Мороза» тем, у кого низкий уровень дохода. 1 миллион итальянских семей может быть заинтересован в таком бонусе. Его исполнение итальянское правительство хочет возложить на работодателей.
- Набирающий обороты тренд – «переиспользование». Не понравившиеся подарки просто передаривают. Согласно исследованию итальянской кооперативной конфедерации Confcooperative каждый второй итальянец в течении года передаривает неугодные рождественские подарки. Так торговля недополучает 3,2 миллиарда евро, то есть больше, чем тратится. Есть над чем задуматься.
Новый год остаётся важным праздником, и ритейл будет продолжать играть в нём ключевую роль. Однако успех будет зависеть от способности адаптироваться к изменяющимся потребностям покупателей и предлагать им не просто товары, а полноценный праздничный опыт.