Рекламный баннер
11 ноября 2024, понедельник

Импортозамещение логистических IT решений: выбираем лучшее из оставшегося — экспертное мнение IT-компании Artlogics о шансах российских вендоров полноценно заменить западные аналоги и правильных шагах работы с выбранным вендором на примере рынка систем управления доставкой (TMS).

Почти каждый день появляются новости о том, что очередная иностранная IT компания уходит из России. О решении частично или полностью приостановить свою деятельность на территории РФ заявили такие компании как Microsoft, Oracle, SAP и многие другие. В одночасье владельцы и топ-менеджеры производственных, логистических и ритейл компаний оказались в ситуации вынужденного отказа от IT решений, на базе которых были выстроены и годами отработаны все бизнес-процессы компании. И размер этой проблемы прямо пропорционален размеру бизнеса компании – для крупнейших корпораций процесс замены решения может занять год и больше, а цена ошибки чрезвычайно высока.

Первое, что нужно осознать в данной ситуации – практически любое российское IT решение, ориентированное на крупный бизнес, будет менее совершенно по своим параметрам, чем западные аналоги. На это есть несколько причин:

  1. Российским вендорам IT решений исторически было очень сложно пробиться в международные корпорации из-за внутренних политик на закупку единого IT решения, которое будет использоваться по всему миру. Для компании гораздо важнее унификация процессов во всех регионах и наличие единого вендора, закрывающего данную функцию. А если локальная команда хочет сделать исключение и выбрать российского поставщика, то ей придется очень постараться и доказать, что процессы в этом регионе уникальны и только местное решение их закроет.

  2. Решения от глобальных IT вендоров используются по всему миру и проходят проверку боем на кратно большем количестве бизнес-сценариев. Чем больше разноплановых внедрений прошло решение, тем более оно зрелое и тем больше различных бизнес-операций способно поддерживать без значительных доработок. У российских вендоров нет опыта масштабных внедрений по всему миру, а значит и функциональных возможностей меньше.

  3. При создании IT продукта на первом месте стоит размер рынка, для которого он создается. Для глобальных вендоров размер рынка не ограничен ничем – они продают на весь мир. Как следствие, они могут позволить себе кратно больший размер инвестиций в продукт, чем любая российская компания, работающая исключительно на локальном рынке. Добавьте к этому доступ к дешевым деньгам на западном рынке и станет понятно, почему большинство компаний в своей работе используют западные решения.

Иллюстрация 1. Импортозамещение логистических IT решений в 3 шага на примере рынка систем управления доставкой TMS.

Данная статья поможет развеять сомнения в том, что у российских вендоров есть шансы полноценно заменить западные аналоги и в качестве правильного направления действий укажет 3 шага работы с выбираемым вендором на примере рынка систем управления доставкой (TMS).

Шаг №1. Формулируем задачи, которые нужно закрыть в первую очередь

Весь процесс управления доставкой можно разбить на следующие блоки:

  1. Получение и обработка заказа.
  2. Выбор оптимальной схемы доставки.
  3. Назначение перевозчика.
  4. Взаимодействие с перевозчиком в процессе доставки.
  5. Взаиморасчеты с перевозчиком, включая штрафы и претензионную работу.
  6. Аналитика и расчет KPI.
  7. Формирование тарифных матриц на доставку, тендерный блок. 

В зависимости от специфики бизнеса в каждом из этих блоков может быть свой набор задач и приоритетов. Например, в сфере e-commerce блок выбора оптимальной схемы доставки должен быть заточен под городскую доставку, а для федерального FMCG поставщика решающую роль будут играть возможности сложных сценариев назначения перевозчиков и проведения спотовых торгов. Для логистического оператора важным будет блок управления временными окнами, а для ритейлера – возможности построения сложных маршрутов при доставке в регионы.

В процессе формулирования задач может оказаться так, что одно решение будет возможно заменить только на несколько российских решений, тесно интегрированных друг с другом. 

Свежий пример из практики – крупный федеральный FMCG производитель использует несколько решений:

  1. TMS-систему для планирования, выбора перевозчика и взаимодействия с ним.
  2. Отдельную систему для отслеживания статуса доставки и маршрутизации по городу.
  3. Площадку для проведения долгосрочных тендеров.
  4. Аналитическую систему для построения отчетов и анализа метрик.

Иллюстрация 2. Импортозамещение логистических IT решений в 3 шага на примере рынка систем управления доставкой TMS.

Шаг №2. Выбираем продукт под каждую из задач

С учетом обозначенных выше ограничений при выборе IT решений нужно смотреть не только на текущий уровень их зрелости, но и на:

  1. План развития решения и чем этот план подкреплен.
  2. Экспертизу и зрелость команды. 

Стоит обратить внимание на следующие вещи:

  1. Текущий уровень продуктовой зрелости решения. Закрывает ли оно наиболее критичные для вашего бизнеса задачи? Если есть пробелы, то в какие сроки вендор планирует их устранить?

  2. Текущий уровень технологической зрелости решения. Какой максимально допустимый объем операций решение может выдерживать (обязательно на примере реального клиента)? Обладает ли оно отказоустойчивой архитектурой? Обладает ли механизмами шифрования и защиты данных?

  3. Будущие планы. Какой у компании план развития продукта на ближайшие 2-3 года? Какие за этим планом стоят инвестиции или государственная поддержка (гранты, субсидии и т.д.)? На сколько этот план коррелирует с задачами вашего бизнеса?

  4. Команда. Какой опыт у ключевых сотрудников подрядчика? Имели ли они опыт работы с компаниями схожего размера? Говорят ли они с вами на одном языке? Делала ли команда внедрения, схожие по объему и сложности с вашим кейсом?

  5. Уровень сервиса. Обладает ли команда необходимыми компетенциями и численностью штата для обеспечения бесперебойной поддержки и оказания высокого уровня сервиса для вашей компании? Подтверждается ли это существующими клиентами вендора?

При прочих равных лучше выбрать более сильную команду с хорошим базовым продуктом и понятным планом его развития, чем среднюю команду с более развитым решением.

Иллюстрация 3. Импортозамещение логистических IT решений в 3 шага на примере рынка систем управления доставкой TMS.

Шаг №3. Запускаем проект по внедрению и … всячески поддерживаем выбранного вендора

При запуске проекта по внедрению продукта на замену западному решению бизнесу надо трезво оценивать ситуацию и понимать, что российским вендорам еще предстоит пройти достаточно длинный путь до того, как они станут такими же зрелыми. И на этом пути корпорация может помочь в трех вещах:

  1. Быть гибкой в требованиях, но требовать взамен строгий план по развитию продукта. Например, начать внедрять решение, не дожидаясь готовности определенных блоков, но имея юридически обязывающее требование к вендору реализовать их к определенному сроку.

  2. Задавать высокий уровень требований к сервису и прорабатывать план его достижения совместно с вендором. Вендор может не соответствовать заданной планке в начале сотрудничества, но он должен четко понимать куда нужно добежать и как будет измеряться прогресс на этом пути.

  3. Делиться экспертизой. Бизнесу нужно понимать, что несмотря на уход западных игроков с рынка уникальная экспертиза, полученная при внедрении их продуктов, остается в компании. А это значит, что эту экспертизу можно и нужно транслировать новым игрокам для того, чтобы они не совершали ошибок на пути развития своих продуктов.

Резюме

Сегодня все понимают, что санкции – это надолго, и использование западных IT вендоров слишком рискованно. С каждым днем запускается все больше рыночных опросов и открытых тендеров на поиск российских альтернатив.

В сложившихся условиях корпорациям нужно быть более гибкими:

  • правильно расставлять приоритеты;
  • быть готовыми к использованию нескольких продуктов вместо одного;
  • при поиске смотреть не только продукт, но и команду;
  • составлять совместно с выбранным вендором план развития продукта и достижения целевых показателей по уровню сервиса.

А если в дополнение к этому государство создаст правильный набор налоговых льгот и субсидий, то есть шанс, что через 3–5 лет мы получим целый класс качественных IT решений, способных успешно работать с крупным бизнесом и не уступать западным аналогам.

Статьи по теме
Юбилейная складская конференция NF Group: в центре внимания экономическая конъюнктура для устойчивого развития складской и логистической инфраструктуры
В Москве прошла XX Юбилейная складская конференция NF Group, объединившая ведущих экспертов, девелоперов, логистические компании и ретейлеров…
Аналитика состояния рынков складской недвижимости в Центральной Азии, Закавказье, Республике Беларусь
Аналитики NF Group провели исследование рынка качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь…
Заключение по исследованию рынков качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь
Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex. Knight Frank Russia) провели исследование рынков качественной складской недвижимости в регионах…
«Ситилинк»: логистическая стратегия
Компания «Ситилинк» – один из крупнейших игроков в сегменте электроники и бытовой техники, работающий на рынке с 2008 года. Сеть представлена…
Новости по теме
04 октября 2024 «Точка продаж»
Сеть продскладов «Победа» открыла шестой логистический центр. Им стал объект в Самаре. Такие же РЦ у ритейлера уже работают в Ульяновске, Воронеже, Набережных…
25 сентября 2024 «Точка продаж»
В X5 Group для поставщиков разработали интерактивную аналитическую панель (дашборд) Dialog.X5 / Logistics, которая объединяет ключевые логистические метрики:…
20 сентября 2024 «Точка продаж»
В СДЭК решили сделать более эффективными логистические и складские процессы, образовав на площадях своих ПВЗ фулфилмент дарксторы — специализированные…
27 августа 2024 X5 Group
X5 Group, ведущая российская продуктовая розничная компания, объявляет об открытии логистического хаба в городе Чехов Московской области. Он будет обеспечивать…
Мероприятия по теме
X Конгресс руководителей логистики и управления цепями поставок
Актуальные тренды в SCM на ближайшие годы, поиск инновационных решений в SCM, разборы реальных кейсов от лидеров отрасли на осеннем десятом Конгрессе руководителей…
10-я Юбилейная конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург»
Юбилейная конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург 2024» соберет более 200 специалистов ведущих транспортно-логистических компаний, компаний-грузовладельцев,…
01 октября 2024 MVK
Материалы по теме
В Москве прошла XX Юбилейная складская конференция NF Group, объединившая ведущих экспертов, девелоперов, логистические компании и ретейлеров для обсуждения…
Аналитики NF Group провели исследование рынка качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь (страны…
Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex. Knight Frank Russia) провели исследование рынков качественной складской недвижимости в регионах Центральной…
Компания «Ситилинк» – один из крупнейших игроков в сегменте электроники и бытовой техники, работающий на рынке с 2008 года. Сеть представлена в более чем…
Сеть продскладов «Победа» открыла шестой логистический центр. Им стал объект в Самаре. Такие же РЦ у ритейлера уже работают в Ульяновске, Воронеже, Набережных…
В X5 Group для поставщиков разработали интерактивную аналитическую панель (дашборд) Dialog.X5 / Logistics, которая объединяет ключевые логистические метрики:…
В СДЭК решили сделать более эффективными логистические и складские процессы, образовав на площадях своих ПВЗ фулфилмент дарксторы — специализированные…
X5 Group, ведущая российская продуктовая розничная компания, объявляет об открытии логистического хаба в городе Чехов Московской области. Он будет обеспечивать…
Актуальные тренды в SCM на ближайшие годы, поиск инновационных решений в SCM, разборы реальных кейсов от лидеров отрасли на осеннем десятом Конгрессе руководителей…
Юбилейная конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург 2024» соберет более 200 специалистов ведущих транспортно-логистических компаний, компаний-грузовладельцев,…
Формат SCM Connect специально разработан сообществом «Совет профессионалов по цепям поставок» для ведения диалога, установления деловых связей и взаимодействия…
В рамках тематических сессий 10-го отраслевого форума «Склады России» эксперты и участники обсудят текущее положение дел, рассмотрят ключевые показатели:…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить