Факторинговые услуги продолжают активно развиваться на российском рынке – появляются новые инструменты, меняется отношение к ним. Наринэ Туманова, директор департамента факторинговых операций ПСБ банка, одного из ведущих банков, оказывающих услуги факторинга, рассказала о том, как изменился сегмент за последние годы и к чему он придет в ближайшем будущем.
– Как изменился факторинг за последние пять лет?
– На протяжении всех пяти лет факторинговые услуги развивались и становились все быстрее и качественнее. В результате сегодня доступ к информации как у клиента, так и у дебитора стал более понятным и простым. Для достижения такого высокого результата применялись и продолжают использоваться все доступные современные электронные технологии – блокчейн, различные внешние электронные площадки, личные кабинеты. Все это существенным образом продолжает менять услугу, делая ее более доступной и эффективной.
– Какие новые продукты появились на рынке и что ждет нас в перспективе ближайших пяти лет?
– В последнее время появляется все больше квазифакторинговых продуктов. Классическое факторинговое кредитование уже перестает быть новинкой, так как рынок, на котором мы представлены сегодня, уже поделен между факторами. Именно поэтому необходимы новые решения, которые будут способны совмещать в себе комплекс услуг, включающий финансирование и другие операционные услуги. Трендом ближайших лет можно назвать оптимизацию процессов и разработку таких продуктов, которые позволят охватить новые рынки и сегменты.
– Меняются ли требования торговых сетей и их поставщиков к факторингу?
– Большинство крупных дебиторов предлагают использовать их платные площадки, то есть оплатить услугу верификации. Поставщики же требуют наличие личного кабинета, поскольку хотят лично отслеживать поставки, сроки, долю финансирования и другие важные для них моменты. Сети, в свою очередь, ужесточают свои требования к факторам. На сегодняшний день сегмент клиентов и поставщиков, которые работают с федеральными торговыми сетями, полностью сложился. Если новые игроки и появятся, то в основном на рынке дебиторов, хотя, с нашей точки зрения, это маловероятно. Сейчас мы наблюдаем перераспределение поставщиков между различными факторами, соответственно идет жесткая конкуренция на уровне их ценовой политики и скорости принятия решений.
– Как определяются ставки по факторингу для поставщиков?
– Ставки в большей степени зависят как от качества самого дебитора, так и от сегмента поставщика, который оказывает ему услуги или осуществляет поставки. Это стандартный классический подход к определению стоимости продукта для того, кто оплачивает стоимость финансирования.
– Расскажите, пожалуйста, про результаты вашей работы в этом году.
– По итогам девяти месяцев наш портфель составляет около 40 миллиардов рублей. Мы входим в топ-5 факторинговых компаний России.
– Какие планы вы поставили себе на 2020 год?
– Мы планируем постепенное внедрение всех тех инструментов цифровизации, которые сегодня проникают во все сферы нашего и других рынков. Электронный факторинг, решения за короткий промежуток времени, максимум информации для всех участников сделки – это то, к чему мы идем и рассчитываем, что в течение 2020 года сможем представить наши новинки в сфере цифровизации рынку.
Кроме того, одна из основных задач в 2020 году, на которые мы ориентируемся, – это развитие в сегменте госфакторинга. Промсвязьбанк активно работает над внесением изменений в законодательство, позволяющее оказывать подобные услуги и другим предприятиям.
Статья опубликована в 123 номере журнала "Точка продаж" за ноябрь 2019 года