Законодательные изменения и новая версия Кодекса добросовестных практик существенно повлияют на алгоритмы и правила взаимодействия традиционного «треугольника» – факторы, поставщики и розничные сети. Происходит эволюция финансовых продуктов, все чаще ритейлеры сами оказывают услуги факторинга своим поставщикам.
За годы взаимодействия между факторами, поставщиками и ритейлерами сложились определенные правила игры, которые важно соблюдать всем участникам рынка. В текущем году подготовлена новая редакция «Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров», куда впервые включена статья, посвященная факторингу. Такой шаг делает отношения между участниками сделки более прозрачными и цивилизованными. Факторинг наконецто нашел свое место в Кодексе добросовестных практик. Во многом благодаря этому отношение торговых сетей к продукту меняется, факторинг становится более понятным и уже не считается лишним обременением.
В кодексе обсуждаются такие пункты, как взаимозачеты и обмен документами – как раз то, вокруг чего строится риск-менеджмент факторингового бизнеса. В новой версии обозначены нормы отношений по схеме факторинга. Основываясь на положении главы 43 ГК РФ, стороны договора поставки признают добросовестным: не устанавливать взаимных ограничений на выбор финансового агента (фактора) – имеются в виду ситуации, в которых торговая сеть диктует поставщику, какую факторинговую компанию или банк выбрать; не препятствовать друг другу в определении совместного взаимодействия по исполнению условий договора факторинга – три стороны договариваются и не дискриминируют друг друга в процессе работы по факторингу; добросовестность и бесперебойность выполнения договоров. Признается недобросовестным предоставление фактору недостоверных или некорректных сведений, в том числе о сроках и объемах поставок товаров в сеть, сроках оплаты и других сведениях, влияющих на права и обязанности сторон. Ожидалось, что утвержденный документ в новой редакции появится до июня 2018 г., этого не случилось, и сроки сдвинулись до конца 2018 г.
Смена модели
Выстраивается новая правовая модель факторинга: с 1 июня 2018 г. вступили в действие изменения Гражданского кодекса, в том числе касаемые регулирования факторинга. Изменился предмет договора факторинга – раньше основной целью факторинга считалось финансирование поставщика, устранение кассовых разрывов, связанных с отсрочкой платежа. Но, как показывает мировая практика, главная услуга факторинга не денежное финансирование, а управление дебиторской задолженностью. В связи с этим смещением акцентов в новой правовой модели официально действует новый факторинг – без финансирования, управление дебиторской задолженностью либо гарантия платежа дебитора. Ожидается, что данные услуги будут востребованы. Раньше дебиторы убеждались, что уступка состоялась, если финансирование было выплачено, но отношения между поставщиками и факторами могли строиться поразному. Теперь вся дебиторская задолженность может быть уступлена в собственность фактора, и дебитор, независимо от выплаченного финансирования, при получении уведомления, убедившись, что уступка состоялась, должен платить деньги на счет фактора.
Юристам ритейлеров рекомендуется обратить внимание на новое определение понятия существующих и будущих денежных требований в статье 826 ГК РФ. Устранена коллизия определений. Ранее не очень корректно прописанная норма говорила, что существующие денежные требования это те, по которым отсрочка платежа закончилась, соответственно, и то, что уступалось факторам, попадало формально под признак будущих денежных требований, но эти требования могли уступаться только с момента их возникновения, то есть, после окончания отсрочки. Это порождало много споров и по поводу возврата товаров, и по поводу зачетов между фактором и дебитором. Норма приведена в соответствие с главой 24 ГК об уступке, и теперь четко говорится, что существующее денежное требование – это требование, по которому осуществлена поставка или оказаны услуги. С этого момента может быть осуществлена уступка, собственником которой становится фактор.
Закреплена еще одна норма, важная для ритейлеров, – дебитор не имеет права требовать от фактора возврата уплаченных сумм. Раньше, если дебитор убеждался в том, что оплатил лишние поставки, имел право потребовать с фактора эти суммы. Сейчас все привязано к уступке – если уступка состоялась, и денежные требования были выплачены на счет фактора, потребовать назад плату дебитор не сможет.
Предметом уступки фактору могут быть любые денежные требования, теперь они не ограничиваются поставкой, оказанием услуг или работ.
Дебитор обязан выплачивать денежные требования на счет фактора с момента получения уведомления об уступке, независимо от того, согласен ли дебитор на услугу факторинга или нет и каким способом получено уведомление. Не секрет, что зачастую дебитор-ритейлер имеет главенствующее положение в отношениях, и фактору приходится вести переговоры о правильном порядке работы, но теперь базовые обязанности установлены законодательно: дебитор имеет право знакомиться с уведомлением о том, что услуга состоялась, но не имеет право отказываться платить фактору. Клиент не имеет право в одностороннем порядке отзывать свое уведомление, этот отзыв теперь будет считаться незаконным. Несмотря на новые положения, для рынка остается актуальным необходимость договариваться об условиях совместной работы всем участникам: сетям, поставщикам и факторам.
Игроки рынка сожалеют, что в поправках не обозначено оказание факторинговых услуг дебиторам. Были предложения включить реверсивный факторинг либо коммерческий кредит в главу 43 ГК «Финансирование под уступку денежного требования» и разрешить дебитору платить комиссию, если нужна дополнительная отсрочка. Но прямых норм в ГК не появилось, и приходится действовать на основе сложившейся практики.
Проблемы перехода
Один из проблемных вопросов рынка – взаимодействие сторон при миграции клиентов от фактора к фактору. Процесс перехода от фактора к фактору довольно сложный и небыстрый. Сеть имеет четко регламентированные положения, касаемые отношений с факторами, каждый раз весь процесс прорабатывается командой, подписывается трехстороннее соглашение, а значит, приходится улаживать ряд расхождений. При этом должны быть погашены все взаимные обязательства. А дальше время перехода зависит от желания поставщиков и факторов. И нередко некоторые факторы намеренно затягивают этот процесс, не желая отпускать клиента. Необходимо выработать общие правила рынка, создать алгоритмы перехода поставщиков от одного фактора к другому, по которым всем сторонам будет проще работать. Нужен свой кодекс добросовестных практик, где будут определены общие правила и для фактора, от которого клиент уходит, и для фактора, к которому приходит.
Если фактор не подписывает уведомление о расторжении договора, даже если у поставщика нет задолженности, юристы рекомендуют расторгнуть договор в одностороннем порядке и отправлять расторгнутый договор в торговую сеть с уведомлением, что, так как фактор отказывается подписывать договор, уступка прекратилась в связи с расторжением договора. Согласно 830 статье Гражданского Кодекса, дебитор имеет право знать, кому состоялась уступка. Получив уведомление, при сомнении, кому платить, дебитор может отправить письмо бывшему фактору, и при отсутствии пояснений, априори считать, что следует оплачивать новому фактору. Предыдущий фактор несет больший риск, чем поставщик и ритейлер, если не хочет отпускать своего клиента.
Проблема еще и в том, что ритейлеры, как правило, ждут обратного уведомления от бывшего фактора, не считая достаточным уведомления поставщика о расторжении договора и требуя трехстороннего договора о расторжении.
С каждый кейсом расторжения очень тщательно работает юрист банка, и пока клиент не исполнит свои обязательства перед факторинговой компанией, никто ничего не подписывает. Но даже если клиент выполнил свои обязательства, банк обычно не торопится его отпускать, ведь отношения между клиентом и банком сильно сложнее, чем просто работа по схеме факторинга, как правило, используются и овердрафт, и инвестиционные кредиты. Все составляющие взвешиваются, и если по смежным продуктам обязательства не выполнены, клиент может не получить обратное уведомление.
Правда, с позицией «не расставания со своими клиентами» многие банки не согласны, считая, что такой подход ставит поставщика в жестокую зависимость и дискредитирует факторов. С кредитом все просто – клиент погасил задолженность, обязательства являются исполненными. При факторинге нередко учитываются дополнительные взаимоотношения, и с таким подходом факторы выглядят на рынке финансовых услуг как минимум странно. Нельзя намеренно затягивать уход клиента, если для этого нет оснований. Важна узаконенная процедура ухода, чтобы поставщик не чувствовал себя попавшим в зависимость.
Сеть как кредитор
Среди финансовых продуктов для поставщиков ритейла нарастает популярность ранней оплаты поставок с длительными отсрочками платежа. На рынке наблюдаются кейсы оказания услуг факторинга со стороны дебитора. Все чаще ритейлеры стремятся сделать некую финансовую площадку для своих поставщиков, это хороший тренд. Факторинг как инструмент зарабатывания становится интересен не только факторам, но и ритейлерам.
Тренд объясняется несколькими причинами. У поставщика, представителя сегмента малого и среднего бизнеса, продавшего в сеть товар с отсрочкой платежа, есть три пути получения денег – взять кредит, воспользоваться факторингом или согласиться на услугу, которую предлагают сети – заплатить раньше, но за комиссию.
Кредит в России представителю МСБ, да еще и в разумные сроки, получить практически невозможно. Банки, даже декларирующие кредитование МСБ, на самом деле, денег не дают, либо эта опция предоставляется долго, дорого и неудобно. Компаниям МСБ удобно воспользоваться факторингом, но оформление договора факторинга – непростая операция, требующая предоставления факторам большого количества документов.
Ранние оплаты сетей – как раз продукт для тех поставщиков, которые не могут взять кредит и не имеют времени и человеческих ресурсов для оформления факторинга. Услуга ранней оплаты оформляется быстро и просто, причем онлайн. При этом средняя ставка – примерно 60% годовых, что составляет 5% в месяц.
Ранняя оплата сетей, при которой сети кредитуют своих поставщиков, – продукт дорогой, тем не менее многие поставщики готовы на него согласиться. Подсчитаем среднюю поставку: в идеале это 40 дней отсрочки платежа, за раннюю оплату не самая жадная сеть возьмет 20% годовых, а самый щедрый фактор – 10%. При отсрочке в 40 дней экономия составит 1%. У сетей есть поставщики с оборотом 500 тыс. руб. в месяц, соответственно, их потери при использовании ранней оплаты составят 5 тыс. руб., сумма, которой вполне можно пожертвовать, чтобы не мучиться в поиске денег.
Продукт «ранняя оплата сети» не конкурирует с другими возможностями закрытия потребности отсрочки платежа. Крупный бизнес, как правило, факторингом не пользуется, так как предпочтет перекредитоваться, имея надежную кредитную линию. Для МСБ – факторинг довольно дешевый и удобный способ. Но остается огромный пласт недофинансированных поставщиков микробизнеса, которые объективно не могут оформить факторинг. Для них грамотное решение – попросить досрочную оплату у сети.
Еще одна причина роста тренда – высвободившаяся ликвидность сетей, сокративших экспансию. Когда потребительский рынок динамично рос, у сетей был KPI – максимально удлинить отсрочку. Ритейлеры старались каждый лишний рубль потратить на расширение, увеличение доли рынка, и для этого использовали любые источники финансирования – деньги акционеров, банковские кредиты, отсрочку от поставщиков и прочее. Сейчас, когда рынок стагнирует, уже нет тех амбициозных задач по масштабным открытиям, при этом огромные возможности по привлечению средств остались.
Ритейлеры могут позволить себе арбитраж: привлечь деньги в банке (дешево) и за комиссию заплатить раньше поставщику (взяв с него дорого). В результате сеть может выступить фактором для своих поставщиков. Этот тренд последнего года в ближайшее время будет нарастать, в том числе за счет использования решений быстрой автоматической верификации.
Статья опубликована в 117 номере журнала "Точка продаж" за сентябрь 2018 года