Доля ритейла в портфеле факторинга начала снижаться. Тренд связан с открытием новых ниш и выходом в новые для факторов отрасли. Сделать качественный рывок в сегменте ритейла поможет уберизация, когда получение денег поставщиком будет равно нажатию кнопки в мобильном приложении. Скорость, простота и удобство на всех этапах финансирования – основной вызов рынка, на который должны ответить факторы.
Исторически ритейл являлся основной отраслью для факторинга, большинство факторов начинало свой путь на рынке именно с поставщиков розничных компаний. Как рассказал основатель и генеральный директор новой факторинговой финтехкомпании «Факторинг ПЛЮС» Виктор Вернов, доля поставщиков торговой розницы в портфелях факторов на рынке редко опускалась когда-либо ниже 40%.
Но сейчас этот тренд изменился – при общем росте факторингового портфеля доля ритейла в нем постепенно снижается: по данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), доля ритейла в портфеле компаний сократилась с 22% – в 2017м до 19% – в 2018 году.
Падение происходит в первую очередь в связи с открытием новых ниш в других отраслях. «Факторинг начинался в ритейле и успешно развивался на этом рынке первые лет 15, – говорит директор по продажам факторинга Альфабанка Павел Шишов. – Потом вышел в другие крупные отрасли, в том числе в нефтегазовую, несопоставимые с ритейлом по объемам финансирования, где одна сделка может достигать 50 млрд руб. Думаю, в ближайшие годы факторинг будет расти именно за счет операций в других отраслях».
Но и в ритейле факторы пытаются находить новые ниши – финансировать не только поставки продуктов питания, но и БТиЭ, DIY, fashion и другие сегменты, сотрудничать не только с федеральными, но и с локальными ритейлерами.
«Несмотря на то что компания работает с разными клиентами, в том числе нефтегазовой и топливноэнергетической отраслей, ритейл для нас остается одним из ключевых сегментов, занимающих от 30 до 40%, включая фармацевтику, – говорит управляющий директор по развитию бизнеса «Сбербанк Факторинг» Андрей Соколов. – Портфель поставщиков ритейла в прошлом году вырос на 13%, при этом розничный оборот растет чуть больше, чем на 1%, то есть темпы финансирования торговли значительно превышают темпы самой торговли».
Ключевые тренды
Факторинговые компании должны ответить на вызовы, обусловленные трендами рынка розничной торговли. «На рынке ритейла идет укрупнение игроков, консолидация, не только сетей, но и поставщиков, – рассказывает Андрей Соколов. – Происходит перераспределение собственников. Например, в прошлом году ВТБ купил «Магнит», а значит, доля факторинга в «Магните», скорее всего, увеличится, и этот рост станет тенденцией ближайшего года».
Еще один крупный тренд ритейла – цифровизация и развитие онлайн-каналов продаж – стимулирует факторинговые компании тоже переходить в «цифру» и кредитовать компании, работающие с разными каналами.
Повышается требование к простоте получения, прозрачности и скорости оказания услуги. Поэтому факторы разрабатывают продукты, при которых решения о финансировании принимается за несколько часов, обеспечивается быстрота верификации, требуется минимальный набор документов, возможно, без предоставления финансовой отчетности.
Доминирующей формой продаж становятся маркетплейсы и экосистемы, в этот тренд стремятся вписаться и факторинговые компании, создавая цифровые платформы и рассматривая факторинг не как отдельный продукт, а как часть финансовой экосистемы.
Еще один тренд рынка факторинга – увеличение среднего чека. Если на 1 января 2018 года средний портфель на поставщика составлял 56,3 млн руб., то на 1 января 2019 года он вырос до 132,6 млн руб. При этом число поставщиков за тот же период уменьшилось вдвое: с 670 до 330.
Тренд объясняется изменением структуры рынка: «Исчез средний класс факторов, – считает Виктор Вернов, – остались либо «дочки» крупных банков, чья первичная задача – объемные показатели, поэтому они работают только с крупными сделками, либо маленькие самостоятельные игроки, ограниченные ликвидностью. Почти не осталось факторинговых бизнесов среднего уровня, финансирующих средний бизнес, и пока ситуация не изменится, будут заключаться либо сверхкрупные, либо очень маленькие сделки».
По итогам 2018 года выросла доля поставок продуктов питания, что объясняется увеличением операций с крупными поставщиками и тем, что факторы научились финансировать короткую отсрочку при поставках продуктов категории фреш – фрукты-овощи, зелень и т.п.
Финансировать короткую отсрочку стало проще, в том числе благодаря системам верификации, создаваемым ритейлерами. По оценке Виктора Вернова, ритейл сейчас активнее инвестирует в повышение качества верификации поставки, что дает импульс росту. Логичный следующий шаг развития – единое технологический стандарт для верификации. Пока сложилась неупорядоченная ситуация: практически каждый крупный ритейлер имеет либо планирует искать свое решение, платформы и принципы их работы никак не объединены между собой. Локальные игроки, как правило, общаются с банком по телефону, либо пользуются ИТ-решением банка-фактора. При этом сами программы банков тоже разные, ни о какой совместимости речи не идет.
Закрытая тема
Ставки по факторингу остаются одной из закрытых тем. Но финансовые рынки становятся все более прозрачными: как известно, в 2019 году, по настоянию правительства, платежные системы Visa Master Card раскрыли свои комиссии за эквайринг для ритейла, возможно, этот процесс затронет и рынок факторинга. Пока большинство российских факторинговых компаний не предоставляют конкретных данных о размере комиссии, что ограничивает возможность поставщика и ритейлера в быстром сборе информации о том, во сколько обойдется факторинг.
Факторы в свою очередь платят ритейлерам за верификацию и доступ к информации, и при этом ставки могут быть очень высокими. Возможно, со временем ставки и комиссии будут снижаться с помощью механизмов саморегулирования рынка.
Как рассказывают некоторые факторы маржинальность сделок зачастую в ритейле нулевая или даже отрицательная. Крупные банки не подтверждают эту информацию, хотя при этом признают, что ставки для ритейла традиционно ниже, чем для клиентов других отраслей. Размер комиссии, безусловно, зависит от рыночного сегмента клиента и ряда других факторов. В работе же с федеральными сетями финансирование производится обычно с риском на дебитора, что позволяет по упрощенной схеме анализировать поставщика и, как следствие, брать меньшую комиссию.
По словам Андрея Соколова, ставка не может быть нулевой, она должна быть приемлемой как для клиента, так и для банка и учитывать разные параметры сделки.
Если в прошлом году происходило резкое снижение цены на услуги факторинга, то сейчас ставка чуть поднялась. Рост цены объясняется трендом на более высокое качество работы факторинговых компаний с поставщиками и развитием цифровых платформ.
Итак, ставки для ритейла остаются довольно низкими, и, по прогнозу игроков, в 2019 году не будут ни расти, ни падать, что не может не радовать всех участников торговых цепочек.
Каналы проникновения
Факторы и клиенты находят друг друга разными путями: применяются технологии прямых продаж, особенно актуальные в сегменте торговли, где не все поставщики знают о продукте, анализируется информационный поток дебитора, используются списки поставщиков, предоставляемые ритейлерами.
Для большего проникновения факторинга в ритейл рынку не хватает прозрачности. Как рассказал Виктор Вернов, в отличие от других отраслей, например, нефтегазовой, закупки в ритейле непрозрачны, результаты многих тендеров непонятны, нигде нет информации, кто в итоге выиграл право поставки в сеть. В этой ситуации действенным инструментом может стать коммуникационный канал с торговой площадкой: так как все тендеры играются через площадку, с ней можно заключить соглашение о передаче данных.
По прогнозам ближайшего времени, рынок будет расти, в том числе за счет большего проникновения в непродовольственную розницу – БТиЭ, DIY, fashion, где нет регулируемых отсрочек платежа, за счет выхода в новые сегменты, в частности, фармацевтику, и расширения самого понятия «ритейл», открывающего новые, еще не занятые факторами участки рынка.
Еще одна точка роста – работа с более длинной отсрочкой. Многие западные производители дают довольно длинную отсрочку – 120–180 дней, в будущем это может стать трендом и для российских поставщиков.
Рынок может вырасти в несколько раз, если поставщикам сетей будет обеспечен очень быстрый способ получения денег. «По аналогии с такси – до появления Uber люди не так часто пользовались такси, например, в Москве – 30 тыс. человек ежедневно, – рассказывает Павел Шишов. – Когда заработали онлайн-сервисы по примеру Uber, количество пользующихся такси ежедневно выросло до 3 млн. В факторинге нам нужна такая же уберизация, системы верификации поставок, интеграция участников с помощью цифровых платформ, чтобы обеспечить возможность получения денег поставщиком одним нажатием кнопки на экране телефона в мобильном приложении факторинга. Нажал – получил. Для этого компаниям надо больше вкладывают в развитие систем верификации, онлайн-каналов. Если мы сделаем сервис более удобным и быстрым, факторинг вырастет в разы».
Растет факторинг в сегменте малого и среднего бизнеса. По данным АФК, за шесть месяцев 2019 года 14 факторов, принявших участие в анкетировании, профинансировали около 2 тыс. компаний на сумму 241 млрд руб., факторинговый портфель сегмента на 1 июля 2019 года превысил 86 млрд руб.
Доля активов субъектов МСП в совокупном портфеле рынка факторинга на 1 июля 2019 года выросла до 16% (против 13% на 1 января 2019го), в совокупном объеме выплаченного финансирования – с 14% за 2018 год до 18% – за январь – июнь 2019 года.
За первое полугодие 2019 года по договорам факторинга субъектам МСП выплачено 67% от объема выплаченного за весь 2018 год (361 млрд руб.), портфель сделок с субъектами МСП с 1 января по 1 июля 2019 года увеличился на 10%.
По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), измеряемый портфель российского рынка факторинга по состоянию на 1 июля 2019 года составил 556,8 млрд руб., рост год к году составил 129 млрд руб. (+30%). Всего за 1е полугодие 2019 года российские факторы профинансировали 6,2 тыс. компаний на сумму свыше 1315 млрд руб., что на 252 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года (+24%).
Доля активов по договорам факторинга без права регресса в измеряемом портфеле рынка за год выросла с 63,7 до 70,7%, с регрессом – снизилась с 35,6 до 28,3%, доля международных операций в портфеле увеличилась с 0,7 до 1,0%.
В структуре выплаченного финансирования доля сделок без регресса выросла до 67,1% (882 млрд руб.), с регрессом – снизилась до 32,3% (425 млрд руб.), экспортеры профинансированы на сумму свыше 8 млрд руб. за январь – июнь 2019 года.
Число клиентов продолжает увеличиваться, в 1м полугодии 2019 года факторинговое финансирование получило на 40% больше компаний, чем за аналогичный период прошлого года, число дебиторов продолжает снижаться, что отражает дебиторо-центричность при принятии кредитного риска.
За пределами столицы (32% портфеля и 39% клиентской базы рынка) наиболее динамично факторинг развивается в Уральском (21% портфеля), Центральном (14,5%) и Приволжском (12%) федеральных округах.
Опрошенные АФК факторы ожидают рост портфеля к 31.12.2019 до 790 млрд руб. (+29% год к году).
Статья опубликована в 122 номере журнала "Точка продаж" за сентябрь 2019 года