В 2018 г. ритейлеры столкнутся с массой трудностей, связанных не столько с потребительской апатией, сколько с ростом конкуренции в этой рыночной нише. Перспективы развития эксперты связывают с проникновением факторинга в не федеральный ритейл.
Как ожидается, развитие системы своевременных оплат отгруженных товаров или выполненных работ сможет повысить темп общего роста сегмента ритейла на 5% относительно предыдущего года. «При этом конкуренция на рынке будет только ужесточаться, а ритейлеры будут любым образом стремиться повысить свою эффективность», — считают в компании «Открытие Факторинг».
Особый путь
Получить товар с отсрочкой платежа, увеличить объемы закупок, быстро менять и расширять ассортимент, удерживать льготные цены, а значит занимать более конкурентную позицию на рынке ритейлу позволяет применение факторинга.
Проникновение факторинга в России ежегодно увеличивается. Причем драйвером этого процесса является именно розница. Сегодня свыше 83% опрошенных представителей российского ритейла уже используют факторинг, либо собираются использовать его в ближайшее время. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) за 2016 г. оборот рынка факторинга в России вырос на 13%. В 2017 г. уже +41%, при росте финансирования до 1,8 трлн рублей доля факторинга превысила 2,5% ВВП России.
Бурное применение инструмента факторингового финансирования началось после 2014 г. До кризиса факторинг долгое время не получал широкого распространения в ритейле, услуга была сравнительно новой, финансистам компаний было непросто объяснить ее преимущества перед кредитом, кроме того, ее использование означало дополнительный и достаточно громоздкий документооборот.
«Кризис заставил ритейлеров и поставщиков искать новые источники и инструменты финансирования, тем самым придав импульс для распространения факторинга. Показательным кейсом является история успеха известной сети продуктовых магазинов «Азбука Вкуса». Сейчас она объединяет свыше 150 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, в ассортименте более чем 18 тыс. наименований продукции . Эта небольшая, но обладающая очень развитой ассортиментной матрицей сеть, находится в списках наших надежных дебиторов с одобренными лимитами финансирования по ряду поставщиков, — комментирует генеральный директор «Открытие Факторинг» Виктор Вернов. — Таких примеров, на самом деле, очень много. Благодаря своей работе с поставщиками, которые пользуются услугами факторов, сети таким образом обеспечивают высокую степень надежности своих контрактов с поставщиками, которые, в свою очередь, начинают не только исполнять все условия своих покупателей, но и активно конкурировать за право разместить свой товар на полках этой сети.
Факторинг — конкурентное преимущество
МСБ Факторинг позволяет даже небольшому розничному бизнесу успешно конкурировать с крупными сетями. Важное преимущество факторинга в возможности поставщика и его покупателя заключить контракт на взаимовыгодных условиях по отсрочке платежа. Это преимущество особенно актуально сейчас, учитывая, что доля сетей в российской торговле уже давно превысила 50% и продолжает расти. Производителю или дистрибутору, в общем, не особенно важно кто закупает его товар, если он получает оплату сразу. Поэтому с факторингом даже небольшой поставщик, малый предприниматель может позволить себе выгодное сотрудничество с крупными сетями и успешно масштабировать свой бизнес.
«Судите сами. Под отгрузку продавец сразу полу- чает до 95% стоимости поставки. Эти средства он может вложить в производство новой партии товаров, рассчитаться со своими поставщиками. Стоимость предоставляемого финансирования начинается с 0,5% от накладной. Таким образом малый и средний бизнес увеличивает торговые обороты, получает необходимую возможность планировать свою деятельность, работать над расширением ассортимента и повышения его качества. Своим продуктом мы позволяем как поставщикам, так и дебиторам инвестировать в стабильность своего бизнеса», — подчеркивает преимущества факторинга Виктор Вернов.
Эволюция факторинга
До определенного времени часть сетей воздерживалась от работы по факторингу. Считалось, что поставщики с факторингом плохие — это дополнительные проблемы с документооборотом, контролем со стороны фактора, необходимость отказа от взаимозачетов.
Но времена меняются. Сегодня уже поставщики по разным причинам делают выбор в пользу ритейла, работающего по факторингу. Такие лидеры ритейла как «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» активно наращивают поставки с отсрочкой оплат.
В первую очередь факторинг является инструментом управления оборотным капиталом. Производя активные закупки, почти все предприятия ритейла строят планы в виде достижения определенного кредитного плеча у поставщиков или отсрочки на определенное количество дней. Факторинг позволяет без изменения условий контрактов с поставщиками получить дополнительную отсрочку у факторов, про- сто подписав с нами отдельное соглашение. Кроме того, факторинг позволяет получить поставщикам финансирование под кредитный риск покупателя. Это способствует повышению финансовой устойчивости поставщика, а также его лояльности к покупателю.
По словам Виктора Вернова, факторинг — это инструмент, позволяющий обеспечить бесперебойность поставок, выполнения работ или оказания услуг, поскольку наличие источника бесперебойного финансирования дает возможность поставщикам работать без нарушений/срывов сроков, предусмотренных контрактами. Таким образом, факторинг позволяет гармонизировать возможности поставщиков с точки зрения предоставления отсрочек платежа и целевые для закупщика сроки оборачиваемости кредиторской задолженности. Иными словами, факторинг уравновешивает потребности дебитора и возможности его поставщиков.
Факторинг стал по-настоящему лучшим лекарством от головной боли для предпринимателей, работающих с отсрочкой платежа, помогая разморозить деньги, зависшие в дебиторке, и сразу направить их в оборот, не тратя лишних средств и усилий.
Кудряшова Екатерина, генеральный директор компании «Иль Мио Мороженко», выпускающей продукцию под брендом ICECRO добавляет: «Для МСБ, не располагающего имуществом, которое может быть использовано в качестве залога, факторинг — просто спасение. Ведь при факторинге предметом залога, если его таковым можно вообще представить, является не имущество компании, а договор, подписанный с розничной сетью».
«Мы стали одним из первых поставщиков мебели для сети «Ашан» в России, – рассказывает генеральный директор компании «Шарм-Дизайн» Гагик Аветисян. – В пятницу специалист «Открытие Факторинг» установил в нашем офисе программу, а в понедельник мы уже получили финансирование. Все очень удобно. Сама операция была проведена для нас без каких-либо издержек».
Факторинг — это прежде всего финансирование роста. Он позволяет поставщикам ликвидировать кассовые разрывы, получить быстрое финансирование в счет уступки денежного требования, а также значительно лучше кредита, потому что создан для компаний поставщиков, а главное — обеспечивает ритейлу бесперебойность поставок продукции в нужном объеме и ассортименте, прозрачность взаиморасчетов и документооборота.
«Главное преимущество факторинга для небольшой динамично растущей компании в том, что мы получаем значимую часть денег сразу», — говорит Константин Самойлов, генеральный директор компании «Здоровье от природы», продвигающей на рынке напитки собственного производства под брендом Fitoguru и активно работающей над расширением ассортиментной матрицы . Диджитализация факторинга и предоставление этой услуги в онлайне позволяет сделать процесс внедрения услуги в ритейл-среду безопасным, простым и понятным. Преимущества использования современного онлайн-факторинга уже по достоинству оценили крупные ритейлеры.
«Скорость финансирования — «основная боль» клиентов факторинговых компаний в ритейле, поэтому они не жалеют сил и ресурсов, чтобы все происходило максимально быстро, — рассказывает Виктор Вернов. — У нас все операции производятся удаленно. Не нужно распечатывать документы или тратить время в офисе факторинговой компании. Все процессы максимально автоматизированы и упрощены. Клиенту нужно подписать всего лишь договор факторингового обслуживания. С каждым ритейлером нюансы обсуждаются индивидуально, каждый клиент важен.
По словам Виктора Вернова, «Открытие Факторинг» помогает клиентам компании безболезненно перейти на электронное взаимодействие, подключившись к ERP-системам. А применение технологии блокчейн автоматизирует сверку отгрузочной документации, нивелирует риски мошенничества и утраты конфиденциальности, сокращает операционные расходы.
Факторинг взаимополезное решение как для продавца, так и покупателя. Рассмотрим детальней выгоды каждого.
Выгоды дебитора:
- отсрочка платежа для любого покупателя — это бесплатный кредит без ухудшения ключевых финансовых показателей;
- кредиторская задолженность для дебитора — это источник его возобновляемых оборотных средств;
- увеличение числа поставщиков и расширение товарного ассортимента;
- снижение розничной цены и, как следствие, захват доли рынка;
- устранение риска низкой надежности и финансовой стабильности поставщиков.
Выгоды поставщика:
- получение незамедлительной оплаты по факту отгрузки товара или выполнения работ;
- стабильное финансирование поставок без залогов и поручительства;
- увеличение оборотных средств и, как следствие, снижение отпускной цены;
- расширение перечня, количества и объемов поставок;
- успешное участие в госзакупках;
- ликвидация риска неуплаты со стороны покупателя.
Статья опубликована в 115 номере журнала "Точка продаж" за май 2018 года