Рекламный баннер
17 февраля 2025, понедельник

В 2018 г. ритейлеры столкнутся с массой трудностей, связанных не столько с потребительской апатией, сколько с ростом конкуренции в этой рыночной нише. Перспективы развития эксперты связывают с проникновением факторинга в не федеральный ритейл.

Как ожидается, развитие системы своевременных оплат отгруженных товаров или выполненных работ сможет повысить темп общего роста сегмента ритейла на 5% относительно предыдущего года. «При этом конкуренция на рынке будет только ужесточаться, а ритейлеры будут любым образом стремиться повысить свою эффективность», — считают в компании «Открытие Факторинг».

Особый путь

Получить товар с отсрочкой платежа, увеличить объемы закупок, быстро менять и расширять ассортимент, удерживать льготные цены, а значит занимать более конкурентную позицию на рынке ритейлу позволяет применение факторинга.

Проникновение факторинга в России ежегодно увеличивается. Причем драйвером этого процесса является именно розница. Сегодня свыше 83% опрошенных представителей российского ритейла уже используют факторинг, либо собираются использовать его в ближайшее время. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) за 2016 г. оборот рынка факторинга в России вырос на 13%. В 2017 г. уже +41%, при росте финансирования до 1,8 трлн рублей доля факторинга превысила 2,5% ВВП России.

Бурное применение инструмента факторингового финансирования началось после 2014 г. До кризиса факторинг долгое время не получал широкого распространения в ритейле, услуга была сравнительно новой, финансистам компаний было непросто объяснить ее преимущества перед кредитом, кроме того, ее использование означало дополнительный и достаточно громоздкий документооборот.

«Кризис заставил ритейлеров и поставщиков искать новые источники и инструменты финансирования, тем самым придав импульс для распространения факторинга. Показательным кейсом является история успеха известной сети продуктовых магазинов «Азбука Вкуса». Сейчас она объединяет свыше 150 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, в ассортименте более чем 18 тыс. наименований продукции . Эта небольшая, но обладающая очень развитой ассортиментной матрицей сеть, находится в списках наших надежных дебиторов с одобренными лимитами финансирования по ряду поставщиков, — комментирует генеральный директор «Открытие Факторинг» Виктор Вернов. — Таких примеров, на самом деле, очень много. Благодаря своей работе с поставщиками, которые пользуются услугами факторов, сети таким образом обеспечивают высокую степень надежности своих контрактов с поставщиками, которые, в свою очередь, начинают не только исполнять все условия своих покупателей, но и активно конкурировать за право разместить свой товар на полках этой сети.

Факторинг — конкурентное преимущество

МСБ Факторинг позволяет даже небольшому розничному бизнесу успешно конкурировать с крупными сетями. Важное преимущество факторинга в возможности поставщика и его покупателя заключить контракт на взаимовыгодных условиях по отсрочке платежа. Это преимущество особенно актуально сейчас, учитывая, что доля сетей в российской торговле уже давно превысила 50% и продолжает расти. Производителю или дистрибутору, в общем, не особенно важно кто закупает его товар, если он получает оплату сразу. Поэтому с факторингом даже небольшой поставщик, малый предприниматель может позволить себе выгодное сотрудничество с крупными сетями и успешно масштабировать свой бизнес.

«Судите сами. Под отгрузку продавец сразу полу- чает до 95% стоимости поставки. Эти средства он может вложить в производство новой партии товаров, рассчитаться со своими поставщиками. Стоимость предоставляемого финансирования начинается с 0,5% от накладной. Таким образом малый и средний бизнес увеличивает торговые обороты, получает необходимую возможность планировать свою деятельность, работать над расширением ассортимента и повышения его качества. Своим продуктом мы позволяем как поставщикам, так и дебиторам инвестировать в стабильность своего бизнеса», — подчеркивает преимущества факторинга Виктор Вернов.

Эволюция факторинга

До определенного времени часть сетей воздерживалась от работы по факторингу. Считалось, что поставщики с факторингом плохие — это дополнительные проблемы с документооборотом, контролем со стороны фактора, необходимость отказа от взаимозачетов.

Но времена меняются. Сегодня уже поставщики по разным причинам делают выбор в пользу ритейла, работающего по факторингу. Такие лидеры ритейла как «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» активно наращивают поставки с отсрочкой оплат.

В первую очередь факторинг является инструментом управления оборотным капиталом. Производя активные закупки, почти все предприятия ритейла строят планы в виде достижения определенного кредитного плеча у поставщиков или отсрочки на определенное количество дней. Факторинг позволяет без изменения условий контрактов с поставщиками получить дополнительную отсрочку у факторов, про- сто подписав с нами отдельное соглашение. Кроме того, факторинг позволяет получить поставщикам финансирование под кредитный риск покупателя. Это способствует повышению финансовой устойчивости поставщика, а также его лояльности к покупателю.

По словам Виктора Вернова, факторинг — это инструмент, позволяющий обеспечить бесперебойность поставок, выполнения работ или оказания услуг, поскольку наличие источника бесперебойного финансирования дает возможность поставщикам работать без нарушений/срывов сроков, предусмотренных контрактами. Таким образом, факторинг позволяет гармонизировать возможности поставщиков с точки зрения предоставления отсрочек платежа и целевые для закупщика сроки оборачиваемости кредиторской задолженности. Иными словами, факторинг уравновешивает потребности дебитора и возможности его поставщиков.

Факторинг стал по-настоящему лучшим лекарством от головной боли для предпринимателей, работающих с отсрочкой платежа, помогая разморозить деньги, зависшие в дебиторке, и сразу направить их в оборот, не тратя лишних средств и усилий.

Кудряшова Екатерина, генеральный директор компании «Иль Мио Мороженко», выпускающей продукцию под брендом ICECRO добавляет: «Для МСБ, не располагающего имуществом, которое может быть использовано в качестве залога, факторинг — просто спасение. Ведь при факторинге предметом залога, если его таковым можно вообще представить, является не имущество компании, а договор, подписанный с розничной сетью».

«Мы стали одним из первых поставщиков мебели для сети «Ашан» в России, – рассказывает генеральный директор компании «Шарм-Дизайн» Гагик Аветисян. – В пятницу специалист «Открытие Факторинг» установил в нашем офисе программу, а в понедельник мы уже получили финансирование. Все очень удобно. Сама операция была проведена для нас без каких-либо издержек».

Факторинг — это прежде всего финансирование роста. Он позволяет поставщикам ликвидировать кассовые разрывы, получить быстрое финансирование в счет уступки денежного требования, а также значительно лучше кредита, потому что создан для компаний поставщиков, а главное — обеспечивает ритейлу бесперебойность поставок продукции в нужном объеме и ассортименте, прозрачность взаиморасчетов и документооборота.

«Главное преимущество факторинга для небольшой динамично растущей компании в том, что мы получаем значимую часть денег сразу», — говорит Константин Самойлов, генеральный директор компании «Здоровье от природы», продвигающей на рынке напитки собственного производства под брендом Fitoguru и активно работающей над расширением ассортиментной матрицы . Диджитализация факторинга и предоставление этой услуги в онлайне позволяет сделать процесс внедрения услуги в ритейл-среду безопасным, простым и понятным. Преимущества использования современного онлайн-факторинга уже по достоинству оценили крупные ритейлеры.

«Скорость финансирования — «основная боль» клиентов факторинговых компаний в ритейле, поэтому они не жалеют сил и ресурсов, чтобы все происходило максимально быстро, — рассказывает Виктор Вернов. — У нас все операции производятся удаленно. Не нужно распечатывать документы или тратить время в офисе факторинговой компании. Все процессы максимально автоматизированы и упрощены. Клиенту нужно подписать всего лишь договор факторингового обслуживания. С каждым ритейлером нюансы обсуждаются индивидуально, каждый клиент важен.

По словам Виктора Вернова, «Открытие Факторинг» помогает клиентам компании безболезненно перейти на электронное взаимодействие, подключившись к ERP-системам. А применение технологии блокчейн автоматизирует сверку отгрузочной документации, нивелирует риски мошенничества и утраты конфиденциальности, сокращает операционные расходы.

Факторинг взаимополезное решение как для продавца, так и покупателя. Рассмотрим детальней выгоды каждого.

Выгоды дебитора:

  • отсрочка платежа для любого покупателя — это бесплатный кредит без ухудшения ключевых финансовых показателей;
  • кредиторская задолженность для дебитора — это источник его возобновляемых оборотных средств;
  • увеличение числа поставщиков и расширение товарного ассортимента;
  • снижение розничной цены и, как следствие, захват доли рынка;
  • устранение риска низкой надежности и финансовой стабильности поставщиков.

Выгоды поставщика:

  • получение незамедлительной оплаты по факту отгрузки товара или выполнения работ;
  • стабильное финансирование поставок без залогов и поручительства;
  • увеличение оборотных средств и, как следствие, снижение отпускной цены;
  • расширение перечня, количества и объемов поставок;
  • успешное участие в госзакупках;
  • ликвидация риска неуплаты со стороны покупателя.

Статья опубликована в 115 номере журнала "Точка продаж" за май 2018 года

Статьи по теме
Рынок факторинга России по итогам 2023 года
Ассоциация факторинговых компаний опубликовала обзор «Рынок факторинга России по итогам 2023 года». Обозначены основные индикаторы / показатели…
Рынок микрозаймов 2022: правильные шаги выбора заёма
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги…
Факторинг высоких достижений: совместный проект НКР и Ассоциации факторинговых компаний
Факторинг продолжает расти быстрее других кредитных сегментов: уже 4 года подряд темпы роста совокупного факторингового портфеля превышают 30%.…
Пять запрещенных приемов в факторинге
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора…
Новости по теме
05 сентября 2024 Upgrade
По прогнозам, основными драйверами российского финтех-рынка станут цифровой рубль, ИИ, pay-сервисы, QR-коды, биометрия и маркетплейс-банки. В этом многообразии…
Ассоциация факторинговых компаний (АФК) опубликовала обзор «Рынок факторинга России в 1 полугодии 2024 года», составленный на основе данных анкетирования…
05 августа 2024 Finance.ru
Финансовые технологии продолжают стремительно развиваться, предлагая новые решения для пользователей и бизнеса. Финансовый агрегатор Finance.ru обозначил…
24 июля 2024 ВкусВилл
Ритейлер запустил новый сервис безналичной оплаты покупок в магазинах сети – EshPay. Это омниканальный платежный инструмент, который позволяет оплатить…
Мероприятия по теме
II Форум директоров по закупкам «Промышленные закупки 2024»
II Форум директоров по закупкам «Промышленные закупки» поднимет темы эффективности работы закупщика на меняющемся рынке поставщиков: кадровый вопрос отдела…
12 декабря 2024 Quorum Conference
20-й Форум директоров по закупкам
Управление закупками является важным направлением организационного менеджмента. Директор по закупкам постоянно в центре событий, в процессе неустанного…
04 декабря 2024 AHConferences
Материалы по теме
Ассоциация факторинговых компаний опубликовала обзор «Рынок факторинга России по итогам 2023 года». Обозначены основные индикаторы / показатели рынка,…
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги быстрее,…
Факторинг продолжает расти быстрее других кредитных сегментов: уже 4 года подряд темпы роста совокупного факторингового портфеля превышают 30%. Причём…
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора комплекс…
По прогнозам, основными драйверами российского финтех-рынка станут цифровой рубль, ИИ, pay-сервисы, QR-коды, биометрия и маркетплейс-банки. В этом многообразии…
Ассоциация факторинговых компаний (АФК) опубликовала обзор «Рынок факторинга России в 1 полугодии 2024 года», составленный на основе данных анкетирования…
Финансовые технологии продолжают стремительно развиваться, предлагая новые решения для пользователей и бизнеса. Финансовый агрегатор Finance.ru обозначил…
Ритейлер запустил новый сервис безналичной оплаты покупок в магазинах сети – EshPay. Это омниканальный платежный инструмент, который позволяет оплатить…
II Форум директоров по закупкам «Промышленные закупки» поднимет темы эффективности работы закупщика на меняющемся рынке поставщиков: кадровый вопрос отдела…
Управление закупками является важным направлением организационного менеджмента. Директор по закупкам постоянно в центре событий, в процессе неустанного…
Форум Retail CFO – это площадка для руководителей финансовых департаментов розничных компаний для обмена опытом, знаниями и лучшими практиками: антикризисные…
На FuturePay_24 обсудят ключевые темы будущего электронных платежей через призму клиентского опыта: развитие бесконтактных, QR и биометрических платежей,…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить