Рекламный баннер
27 ноября 2022, воскресенье

В 2018 г. ритейлеры столкнутся с массой трудностей, связанных не столько с потребительской апатией, сколько с ростом конкуренции в этой рыночной нише. Перспективы развития эксперты связывают с проникновением факторинга в не федеральный ритейл.

Как ожидается, развитие системы своевременных оплат отгруженных товаров или выполненных работ сможет повысить темп общего роста сегмента ритейла на 5% относительно предыдущего года. «При этом конкуренция на рынке будет только ужесточаться, а ритейлеры будут любым образом стремиться повысить свою эффективность», — считают в компании «Открытие Факторинг».

Особый путь

Получить товар с отсрочкой платежа, увеличить объемы закупок, быстро менять и расширять ассортимент, удерживать льготные цены, а значит занимать более конкурентную позицию на рынке ритейлу позволяет применение факторинга.

Проникновение факторинга в России ежегодно увеличивается. Причем драйвером этого процесса является именно розница. Сегодня свыше 83% опрошенных представителей российского ритейла уже используют факторинг, либо собираются использовать его в ближайшее время. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК) за 2016 г. оборот рынка факторинга в России вырос на 13%. В 2017 г. уже +41%, при росте финансирования до 1,8 трлн рублей доля факторинга превысила 2,5% ВВП России.

Бурное применение инструмента факторингового финансирования началось после 2014 г. До кризиса факторинг долгое время не получал широкого распространения в ритейле, услуга была сравнительно новой, финансистам компаний было непросто объяснить ее преимущества перед кредитом, кроме того, ее использование означало дополнительный и достаточно громоздкий документооборот.

«Кризис заставил ритейлеров и поставщиков искать новые источники и инструменты финансирования, тем самым придав импульс для распространения факторинга. Показательным кейсом является история успеха известной сети продуктовых магазинов «Азбука Вкуса». Сейчас она объединяет свыше 150 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, в ассортименте более чем 18 тыс. наименований продукции . Эта небольшая, но обладающая очень развитой ассортиментной матрицей сеть, находится в списках наших надежных дебиторов с одобренными лимитами финансирования по ряду поставщиков, — комментирует генеральный директор «Открытие Факторинг» Виктор Вернов. — Таких примеров, на самом деле, очень много. Благодаря своей работе с поставщиками, которые пользуются услугами факторов, сети таким образом обеспечивают высокую степень надежности своих контрактов с поставщиками, которые, в свою очередь, начинают не только исполнять все условия своих покупателей, но и активно конкурировать за право разместить свой товар на полках этой сети.

Факторинг — конкурентное преимущество

МСБ Факторинг позволяет даже небольшому розничному бизнесу успешно конкурировать с крупными сетями. Важное преимущество факторинга в возможности поставщика и его покупателя заключить контракт на взаимовыгодных условиях по отсрочке платежа. Это преимущество особенно актуально сейчас, учитывая, что доля сетей в российской торговле уже давно превысила 50% и продолжает расти. Производителю или дистрибутору, в общем, не особенно важно кто закупает его товар, если он получает оплату сразу. Поэтому с факторингом даже небольшой поставщик, малый предприниматель может позволить себе выгодное сотрудничество с крупными сетями и успешно масштабировать свой бизнес.

«Судите сами. Под отгрузку продавец сразу полу- чает до 95% стоимости поставки. Эти средства он может вложить в производство новой партии товаров, рассчитаться со своими поставщиками. Стоимость предоставляемого финансирования начинается с 0,5% от накладной. Таким образом малый и средний бизнес увеличивает торговые обороты, получает необходимую возможность планировать свою деятельность, работать над расширением ассортимента и повышения его качества. Своим продуктом мы позволяем как поставщикам, так и дебиторам инвестировать в стабильность своего бизнеса», — подчеркивает преимущества факторинга Виктор Вернов.

Эволюция факторинга

До определенного времени часть сетей воздерживалась от работы по факторингу. Считалось, что поставщики с факторингом плохие — это дополнительные проблемы с документооборотом, контролем со стороны фактора, необходимость отказа от взаимозачетов.

Но времена меняются. Сегодня уже поставщики по разным причинам делают выбор в пользу ритейла, работающего по факторингу. Такие лидеры ритейла как «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» активно наращивают поставки с отсрочкой оплат.

В первую очередь факторинг является инструментом управления оборотным капиталом. Производя активные закупки, почти все предприятия ритейла строят планы в виде достижения определенного кредитного плеча у поставщиков или отсрочки на определенное количество дней. Факторинг позволяет без изменения условий контрактов с поставщиками получить дополнительную отсрочку у факторов, про- сто подписав с нами отдельное соглашение. Кроме того, факторинг позволяет получить поставщикам финансирование под кредитный риск покупателя. Это способствует повышению финансовой устойчивости поставщика, а также его лояльности к покупателю.

По словам Виктора Вернова, факторинг — это инструмент, позволяющий обеспечить бесперебойность поставок, выполнения работ или оказания услуг, поскольку наличие источника бесперебойного финансирования дает возможность поставщикам работать без нарушений/срывов сроков, предусмотренных контрактами. Таким образом, факторинг позволяет гармонизировать возможности поставщиков с точки зрения предоставления отсрочек платежа и целевые для закупщика сроки оборачиваемости кредиторской задолженности. Иными словами, факторинг уравновешивает потребности дебитора и возможности его поставщиков.

Факторинг стал по-настоящему лучшим лекарством от головной боли для предпринимателей, работающих с отсрочкой платежа, помогая разморозить деньги, зависшие в дебиторке, и сразу направить их в оборот, не тратя лишних средств и усилий.

Кудряшова Екатерина, генеральный директор компании «Иль Мио Мороженко», выпускающей продукцию под брендом ICECRO добавляет: «Для МСБ, не располагающего имуществом, которое может быть использовано в качестве залога, факторинг — просто спасение. Ведь при факторинге предметом залога, если его таковым можно вообще представить, является не имущество компании, а договор, подписанный с розничной сетью».

«Мы стали одним из первых поставщиков мебели для сети «Ашан» в России, – рассказывает генеральный директор компании «Шарм-Дизайн» Гагик Аветисян. – В пятницу специалист «Открытие Факторинг» установил в нашем офисе программу, а в понедельник мы уже получили финансирование. Все очень удобно. Сама операция была проведена для нас без каких-либо издержек».

Факторинг — это прежде всего финансирование роста. Он позволяет поставщикам ликвидировать кассовые разрывы, получить быстрое финансирование в счет уступки денежного требования, а также значительно лучше кредита, потому что создан для компаний поставщиков, а главное — обеспечивает ритейлу бесперебойность поставок продукции в нужном объеме и ассортименте, прозрачность взаиморасчетов и документооборота.

«Главное преимущество факторинга для небольшой динамично растущей компании в том, что мы получаем значимую часть денег сразу», — говорит Константин Самойлов, генеральный директор компании «Здоровье от природы», продвигающей на рынке напитки собственного производства под брендом Fitoguru и активно работающей над расширением ассортиментной матрицы . Диджитализация факторинга и предоставление этой услуги в онлайне позволяет сделать процесс внедрения услуги в ритейл-среду безопасным, простым и понятным. Преимущества использования современного онлайн-факторинга уже по достоинству оценили крупные ритейлеры.

«Скорость финансирования — «основная боль» клиентов факторинговых компаний в ритейле, поэтому они не жалеют сил и ресурсов, чтобы все происходило максимально быстро, — рассказывает Виктор Вернов. — У нас все операции производятся удаленно. Не нужно распечатывать документы или тратить время в офисе факторинговой компании. Все процессы максимально автоматизированы и упрощены. Клиенту нужно подписать всего лишь договор факторингового обслуживания. С каждым ритейлером нюансы обсуждаются индивидуально, каждый клиент важен.

По словам Виктора Вернова, «Открытие Факторинг» помогает клиентам компании безболезненно перейти на электронное взаимодействие, подключившись к ERP-системам. А применение технологии блокчейн автоматизирует сверку отгрузочной документации, нивелирует риски мошенничества и утраты конфиденциальности, сокращает операционные расходы.

Факторинг взаимополезное решение как для продавца, так и покупателя. Рассмотрим детальней выгоды каждого.

Выгоды дебитора:

  • отсрочка платежа для любого покупателя — это бесплатный кредит без ухудшения ключевых финансовых показателей;
  • кредиторская задолженность для дебитора — это источник его возобновляемых оборотных средств;
  • увеличение числа поставщиков и расширение товарного ассортимента;
  • снижение розничной цены и, как следствие, захват доли рынка;
  • устранение риска низкой надежности и финансовой стабильности поставщиков.

Выгоды поставщика:

  • получение незамедлительной оплаты по факту отгрузки товара или выполнения работ;
  • стабильное финансирование поставок без залогов и поручительства;
  • увеличение оборотных средств и, как следствие, снижение отпускной цены;
  • расширение перечня, количества и объемов поставок;
  • успешное участие в госзакупках;
  • ликвидация риска неуплаты со стороны покупателя.

Статья опубликована в 115 номере журнала "Точка продаж" за май 2018 года

Статьи по теме
Рынок микрозаймов 2022: правильные шаги выбора заёма
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги…
Пять запрещенных приемов в факторинге
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора…
Иннокентий Воловик: «Потребности рынка меняют классический факторинг»
С начала 2021 года совокупный портфель факторинговых компаний превысил триллион рублей – эту отметку Центробанк зафиксировал в начале июля. По…
Банк индивидуальных решений
По результатам ежегодного исследования мирового рынка cash management, проводимого международным изданием Euromoney, Промсвязьбанк вошел в ТОП‑10…
Новости по теме
16 ноября 2022 Промсвязьбанк
В рамках круглого стола «Кредиты для бизнеса: цифровое переосмысление», организованного «Промсвязьбанком» на площадке форума инновационных финансовых технологий…
22 августа 2022 «Точка продаж»
Сервис «SberPay оплата по QR» всё чаще используется при оплате товаров и услуг. Клиенту достаточно считать QR-код камерой своего телефона и оплатить покупку…
15 августа 2022 «Точка продаж»
Факторинг в 1 полугодии 2022 года получили около 9,1 тысяч компаний. Рост клиентской базы составил 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.…
18 марта 2022 «Точка продаж»
18 марта 2022 года Газпромбанк запустил новое платежное решение — кошелек GazpromPay, позволяющий быстро, удобно и безопасно совершать оплату с любых банковских…
Мероприятия по теме
XXI конференция «Управление корпоративными закупками 2023»
На XXI конференции директоров по закупкам «Управление корпоративными закупками 2023» будут определены ключевые вызовы и выработана эффективная стратегия…
08 декабря 2022 QUORUM
XIII ежегодная международная конференция «Факторинг и индустрия Commercial Finance 2022»
«Факторинг ПРО» приглашает Вас принять участие в работе международной конференции «Факторинг и индустрия Commercial Finance 2022». В качестве докладчиков…
01 декабря 2022 Факторинг ПРО
Материалы по теме
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги быстрее,…
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора комплекс…
С начала 2021 года совокупный портфель факторинговых компаний превысил триллион рублей – эту отметку Центробанк зафиксировал в начале июля. По сравнению…
По результатам ежегодного исследования мирового рынка cash management, проводимого международным изданием Euromoney, Промсвязьбанк вошел в ТОП‑10 крупнейших…
В рамках круглого стола «Кредиты для бизнеса: цифровое переосмысление», организованного «Промсвязьбанком» на площадке форума инновационных финансовых технологий…
Сервис «SberPay оплата по QR» всё чаще используется при оплате товаров и услуг. Клиенту достаточно считать QR-код камерой своего телефона и оплатить покупку…
Факторинг в 1 полугодии 2022 года получили около 9,1 тысяч компаний. Рост клиентской базы составил 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.…
18 марта 2022 года Газпромбанк запустил новое платежное решение — кошелек GazpromPay, позволяющий быстро, удобно и безопасно совершать оплату с любых банковских…
На XXI конференции директоров по закупкам «Управление корпоративными закупками 2023» будут определены ключевые вызовы и выработана эффективная стратегия…
«Факторинг ПРО» приглашает Вас принять участие в работе международной конференции «Факторинг и индустрия Commercial Finance 2022». В качестве докладчиков…
Форум Retail CFO – мероприятие, ставшее традицией для финансовых специалистов области ритейла. Форум соберет экспертов, чтобы определить тенденции и темпы…
Ежегодный саммит финансовых директоров России – почти 20 лет это легендарное мероприятие собирает лучших финансовых директоров и поднимает самые острые…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить