Рекламный баннер
22 июня 2024, суббота

Что происходит сегодня на DIY-рынке, как меняется поведение покупателей, чего ждать игрокам рынка? За исключением нескольких сетей-лидеров, настроения у строительных ритейлеров сдержанные. Давайте разберемся почему.

Что происходит сегодня на DIY-рынке, как меняется поведение покупателей, чего ждать игрокам рынка? За исключением нескольких сетей-лидеров, настроения у строительных ритейлеров сдержанные. Давайте разберемся почему.

Сегодня россияне, чтобы не откладывать ремонт и крупные покупки надолго, все чаще пользуются потребительскими кредитами. В России в 2018 году сложился рекордный показатель задолженности населения перед банками – 22%. Со второго полугодия 2017 года средняя величина заявки по потребительскому кредиту выросла на 70%.

"Ситуация в российской экономике неопределенная. Ее можно охарактеризовать как «неудовлетворительный рост". В 2018 году экономика приросла всего на 2,6%. Налицо падение темпов потребления и затяжное падение доходов населения"
генеральный директор INFOLine Иван Федяков, Infoline .

Бережливое потребление

Как ведут себя закредитованные россияне? Включают новую для себя модель – бережливое потребление. Теперь многие россияне – «короли sale» и «любители дисконтов». Товары покупаются, только если они необходимы или есть большая скидка или акция.

При этом россияне продолжают покупать жилье. В 2018 году было выдано рекордное количество ипотечных кредитов – 1,5 млн на сумму 3 трлн рублей. Россияне планируют продолжить улучшать жилищные условия. В 2019 году 26% россиян потратят деньги на ремонт. 10% планируют покупку недвижимости.

При покупке квартиры наши соотечественники ведут себя рационально и приобретают или квартиры­­студии общей площадью 25 кв. м или небольшие двушки – до 50 кв. м.

Жители мегаполисов при покупке жилья все чаще стали выбирать квартиры с отделкой. На долю уже отремонтированных квартир приходится 50% покупок в Москве и 68% – в Санкт­-Петербурге. Увы, во вполне логичном стремлении сэкономить усилия, время и бюджет на ремонт и решить все покупкой уже отремонтированного жилья большинство покупателей сталкиваются с разочарованием. По данным исследования, проведенного «Каширским Двором», недовольны качеством готового ремонта 94%. Много технологических нарушений выявили 80% собственников квартир. 40% пришлось привлечь специализированные организации для приемки ремонта. Из купивших с ремонтом 91% частично переделали ремонт, полностью переделали 47%. Статистика говорит о том, что качество ремонтных организаций оставляет желать лучшего, а большинству покупателей приходится платить дважды.

Игроки, форматы, тренды

В 2018 году российский розничный рынок строительных и отделочных материалов, товаров для дома и сада вырос на 7,5%.

В десятке лидеров российского строительного ритейла каждый год происходят изменения. Каждый год начиная с 2015 года с рынка уходит один из игроков из топ­10. С рынка за это время ушли «Старик Хоттабыч», «Строй-Арсенал», «Метрика», «СтройДепо». В начале 2018 года ушла сеть K­Rauta, в конце года о свертывании бизнеса в России объявила сеть Castorama.

Лидер рынка – Leroy Merlin – завоевал 21% доли российского рынка для ремонта и отделки, выручка составила более 250 млрд рублей (без НДС). Французский ритейлер открыл 15 новых объектов, 9 из которых – это купленные помещения K­Rauta, реформатированные в том числе и в новый для Leroy Merlin формат «Центр исполнения заказов». На 7 тыс. кв. м работают склад, открытый строительный двор и клиентская зона.

В апреле 2019 года Leroy Merlin запускает новый формат «Городской» в ТЦ «Коламбус». «Новый формат в восемь раз меньше, чем классический наш гипермаркет, – рассказал директор по маркетингу Leroy Merlin Филипп Мужо. – Роль нового концепта – быть ближе и доступнее покупателям. Мы рассчитываем на покупателей, которые живут в 25-­минутном охвате. В магазине нового формата четыре основные зоны. Первая – проектная, где нужно придумать и организовать пространство. Сюда входят кухня, хранение, отделка, ванная. Вторая зона – самообслуживание и 4 тысячи SKU товаров в наличии. Третья зона – вдохновения. Она находится рядом с проектной. Четвертая зона – pick­up point. Покупателей будут обслуживать всего 35 сотрудников».

В планах компании на 2019 год открыть 19 новых магазинов, обновить 50 магазинов, добавляя зоны вдохновения. Кухня, ванная, хранение и профи – сегодня самые важные развивающиеся направления для Leroy Merlin.

Сеть «Петрович» продолжает выстраивать омниканальную модель бизнеса. Сеть нарастила выручку на 30% в 2018 году, а в онлайне – на 37%. Генеральный директор «Петрович» Евгений Мовчан отметил, что «в основе нашего омниканального подхода лежит человек с его проблемами и нуждами. Мы исследовали процесс покупки и разложили его на составляющие. Казалось бы, ремонт – это выбор, составление сметы, оплата и получение товара. Но процесс оказался более сложным и нелинейным. Покупатели часто возвращаются и перепрыгивают со стадии на стадию. Мы разработали 80 каналов продаж – онлайн-­магазин с 22 тыс. товаров, колл­-центр, офисы продаж, соцсети, формат строительных хабов, новый формат digital шоурума в ТЦ «Афимолл» и другие. В каналах продаж покупатели могут возвращаться в разные этапы процесса».

Новый формат digital шоурума от «Петровича» позволяет при помощи видео-экранов представить, как будут выглядеть пол и стены в вашей квартире в разных вариантах отделки и сочетаниях. «Петрович» много лет позиционирует себя как новатор и не боится сложных задач и нестандартных решений.

Еще два игрока из топ­-10 российского ритейла активно приросли в 2018 году, при этом не открыв ни одного магазина.

Сеть № 6 из топ­10 российского DIY «Максидом» за 2018 год приросла на 10,7% за счет роста онлайн­­канала продаж, маркетинговых акций и сбалансированного ассортимента. Сеть из 15 строительных гипермаркетов активно работает с акциями, скидками и бонусными программами. По словам совладелицы компании «Максидом» Марии Евневич, «тенденции таковы, что чем хуже и нервознее живут наши граждане, чем больше скачет курс доллара и евро, тем лучше идут акции. Рекорд по акциям был установлен в 2014–2015 годах. В «Максидом» одновременно продается до 5 тыс. артикулов акционных товаров единовременно. Мы честно проводим акции, придумали несколько уникальных механик. Например, акция «Волшебные дни» проводится по вторникам и четвергам, мы даем дополнительную скидку в 10%. Прирост оборота в связи с акциями бывает до 5 раз». К акции плюсуется и 7% по программе лояльности, которой пользуются 36% покупателей.

В феврале 2019 года «Максидом» открыл первый магазин в Москве. Сеть давно готовилась к выходу в столицу, считая регион самым перспективным, с высокой концентрацией населения, уровнем зарплат и меньшей, чем во многих городах, конкуренцией. Новый магазин сети открылся в феврале 2019 года в Котельниках на площадях 9900 кв. м торговый зал + 1000 кв. м РЦ. Сеть не стала строить, а выкупила и реконструировала бывший завод «Нидан Соки».

Сеть № 7 из топ­10 российского DIY «Бауцентр» провела ряд мероприятий в 2018 году: разработала редизайн и освежила концепцию оформления гипермаркетов. Сеть активно готовилась к выходу в родной регион Leroy Merlin и ставила задачу отстроиться от гиганта, выделить дифференцирующий ассортимент – сантехнику и ванные, краски, сад. Особый акцент «Бауцентр» делает на покупателей­-профи – строительные, отделочные и ремонтные бригады. У этих клиентов выше средний чек и средняя частота покупки – три раза в неделю. Сеть улучшила сервис, удобство, развивает профессиональный ассортимент, делает ставку на онлайн­продажи – в личном кабинете можно увидеть историю покупок, актуальный остаток по договорам, сделать заказ.

 «По итогу 2018 года мы получили рост +18%. Это результат общего синергетического эффекта – ребрендинг, акцент на клиентов­-профессионалов, оптимизация онлайн­-продаж, – дал оценку коммерческий директор «Бауцентр» Юрий Ксенафонтов. Доля онлайн­-продаж по сравнению с 2017 годом выросла на 11%. Хороший рост в том числе связан с тем, что из Омска и Краснодара ушла сеть Castorama. В Омске показатели выручки приросли на 40%. 

Москва является лакомым регионом для многих сетей. «Бауцентр» готовит открытие гипермаркета в Пушкино в 2020 году.

Сеть № 10 из топ­10 российского DIY «Аксон» также решила открыться в столице с магазином крупного формата. В ассортименте сеть сделала акцент на soft DIY и товары для дома – декор, обои, отделку, мебель. Сеть разработала новую концепцию дизайна с акцентом на комфорт и вдохновение. Место для нового гипермаркета было выбрано неудачно – в наполовину пустующем ТЦ «Драйв» на МКАД, между районами Выхино и Жулебино, со сложным подъездом. Через несколько месяцев сеть релоцировала магазин в район метро «Дубровка», сократив площади. Как и многие сети, «Аксон» делает ставку на онлайн-­продажи.

Будущее DIY

Развитие строительных сетей эксперты рынка связывают с несколькими ключевыми тенденциями:

  • инвестициями и оптимизацией онлайн-­магазинов. Все актуальнее будут качественные мобильные версии – основной выбор покупатели делают сегодня с телефона. Сети буду учиться делать правильный контент – качественные описания, фото-контент в сотрудничестве с поставщиками, стимулировать покупателей оставлять отзывы, позитивные и негативные. Товары без отзывов продаются в разы хуже;

  • усилением отделов для профи – важной, денежно емкой и часто покупающей аудиторией. Особенно важно наращивать канал профессиональных продаж в связи с ростом покупок квартир с отделкой;

  •  облегчением процесса покупок для покупателя. Ожидаемо, что сети будут вкладываться в обучение сотрудников и покупателей, улучшение сервиса и создание новых форматов – ближе, современнее и с большим вдохновением.

Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года

Статьи по теме
«Кнауф Россия»: «Задача номер один – быть ближе к потребителю»
О каналах продаж, сегментации рынка и предпочтениях покупателей в 2023 году рассказали представители компании-производителя строительных материалов…
Эффективное решение подбора стройматериалов при строительстве и ремонте
Как свести к минимуму потери и оптимизировать затраты при закупке стройматериалов при ремонте или строительстве? Для этого необходим правильный…
Андрей Плукчи, директор сети магазинов товаров для дома «Домовой»: как новые тренды формируют новую структуру рынка DIY
Каждый кризис неизменно формирует новую структуру рынка, задает новые тренды. Каковы они для сегмента Household? По итогам турбулентного 2022…
Капитальный ремонт рынка DIY 2023: перспективы, проблемы и драйверы российского сегмента
В 2022 году россияне серьезно пересмотрели свое отношение к ремонту жилья и покупке строительных материалов. К такому выводу пришли эксперты…
Новости по теме
Новое торговое название сочетает в себе несколько французских слов: LEader — лидер, MAison — дом, NAture — природа, а Pro подчеркивает фокус на профессионалов…
В планах ритейлера к 2026 году в рамках проекта импортозамещения увеличить годовой бюджет закупок сети почти вдвое – с 12 до 22 млрд рублей. Такой прогноз…
10 апреля 2023 Big Time Retail
Весенняя российская конференция для профессионалов рынка товаров для загородного дома и сада, для садовых центров и их поставщиков Green Retail 2023 подняла…
09 декабря 2022 «Точка продаж»
Рынок строительных материалов стабилизируется: по наблюдениям экспертов компании Rockwool Россия, после лихорадочного роста продаж в 2021 году и резкого…
Мероприятия по теме
DIY & Household Retail Russia 2024
Ключевой темой 18-го Саммита DIY & Household Retail Russia 2024 станет: «Будущее рынка DIY&Household рынка – как пережить весь этот e-com, и стоит ли вообще…
17-й бизнес-саммит DIY & Household Retail Russia
В 2023-м году DIY & Household Retail Russia традиционно соберется на встречу, чтобы найти точки роста, придумать новые пути развития и создать поводы для…
25 мая 2023 Trinity Events Group
Материалы по теме
О каналах продаж, сегментации рынка и предпочтениях покупателей в 2023 году рассказали представители компании-производителя строительных материалов «Кнауф»:…
Как свести к минимуму потери и оптимизировать затраты при закупке стройматериалов при ремонте или строительстве? Для этого необходим правильный подбор…
Каждый кризис неизменно формирует новую структуру рынка, задает новые тренды. Каковы они для сегмента Household? По итогам турбулентного 2022 года отрасль…
В 2022 году россияне серьезно пересмотрели свое отношение к ремонту жилья и покупке строительных материалов. К такому выводу пришли эксперты ценового агрегатора…
Новое торговое название сочетает в себе несколько французских слов: LEader — лидер, MAison — дом, NAture — природа, а Pro подчеркивает фокус на профессионалов…
В планах ритейлера к 2026 году в рамках проекта импортозамещения увеличить годовой бюджет закупок сети почти вдвое – с 12 до 22 млрд рублей. Такой прогноз…
Весенняя российская конференция для профессионалов рынка товаров для загородного дома и сада, для садовых центров и их поставщиков Green Retail 2023 подняла…
Рынок строительных материалов стабилизируется: по наблюдениям экспертов компании Rockwool Россия, после лихорадочного роста продаж в 2021 году и резкого…
Ключевой темой 18-го Саммита DIY & Household Retail Russia 2024 станет: «Будущее рынка DIY&Household рынка – как пережить весь этот e-com, и стоит ли вообще…
В 2023-м году DIY & Household Retail Russia традиционно соберется на встречу, чтобы найти точки роста, придумать новые пути развития и создать поводы для…
16-й ежегодный бизнес-саммит BBCG для руководителей сетей и производителей товаров для дома, стройки и ремонта «DIY & Household Retail 2022» традиционно…
Alytics Open Conf: DIY и стройка — онлайн-конференция, посвященная современному маркетингу и интернет-рекламе в строительной сфере. Вы узнаете современные…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить