По данным Торгового реестра Беларуси в стране насчитывается более 1000 магазинов, которые работают с подготовкой букетов из срезанных цветов. При этом около 50% магазинов находятся в Минске и Минской области, остальные примерно равномерно распределены между другими областями. По итогам 2020 года в страну было поставлено 924 млн. штук срезанных цветов и бутонов на сумму свыше 294,7 млн. долларов, а в сумму 190 миллионов долларов оценивается объем их продаж в самой Беларуси через отечественные цветочные магазины.
Старейший белорусский онлайн журнал о рекламе, маркетинге, дизайне, креативе, PR, digital – marketing.by – попросил оценить нынешнее положение дел в отрасли Светлану Москаленко, директора специализированного маркетплейса «Веселый шмель» happybee.by, объединяющего более 100 магазинов по всей стране.
«В Беларуси по итогам прошлого года с подготовкой букетов из срезанных цветов работает около 900 юридических лиц. Кроме этого, есть компании, совмещающие основную деятельность с подготовкой букетов. Например, продуктовые магазины, бизнес-центры или супермаркеты, и их тысячи по Беларуси. Из-за этого конкуренция на рынке огромная, а к праздникам она ожидаемо повышается в разы. Порой, кажется, что каждый второй белорус считает своей обязанностью заниматься продажей тюльпанов во время этого праздника. Однако рынок настолько насыщен что, к примеру, в Минске на 8 марта в этом году продавцам пришлось сбывать тюльпаны по одному рублю возле метро, чтобы хотя бы вернуть себестоимость купленного товара», – говорит Светлана Москаленко.
Главная потребительская особенность:
80% белорусов предпочитают покупать розы. Популярностью также пользуются хризантема, кустовая роза, пионовидная роза, корзины цветов. Также, клиенты любят добавлять к букету гелиевые шары и плюшевые игрушки.
Главная особенность в плане организации бизнеса:
цветочный магазин - это малый бизнес, который развивает одну торговую точку, поэтому большинство работают как ИП, их кол-во составляет около 80%. Есть, конечно, и ЧТПУП, и ООО, но их гораздо меньше - 18% и 2% соответственно. Крупный и средний цветочный бизнес также существует, но в основном сосредоточен в областных городах. А организаций, которые развивают две и более торговые точки, совсем немного.
Условия рентабельности цветочных магазинов сильно зависят начиная от месторасположения и населенного пункта, где находится магазин. В областных центрах и промышленных городах люди чаще покупают цветы, чем деревнях или поселках. Другим важнейшим фактором является конкретное размещение магазина в самом населенном пункте: проходимость, наличие соседей – крупных организаций, заводов, наличие парковки и присутствие других цветочных точек.
Далее можно обозначить и много других бизнес-факторов, значимо более индивидуальных таких как, закупочная цена цветов, наличия системы учета заказов, программа лояльности клиентов, ассортимент и т.д.
Обсудить проблемы и тренды рынка участников цветочной отрасли приглашают 17-18 ноября 2021 в Минске. Форум собирает 200+ владельцев цветочного бизнеса и теплиц, оптовых компаний, представителей правительства, производителей технологий и оборудования, инвесторов, флористов и других экспертов рынка. Анонс мероприятия по ссылке.