Самые насущные вопросы отрасли обсудили эксперты на XII Международном форуме PharmPRO: тенденции на фармрынке, ситуацию с импортозамещением, цифровизацией системы здравоохранения, перспективы электронных рецептов, развитие системы МДЛП, вопросы производства и качества в условиях постоянных изменений и многое другое.
Преимущества внедрения обязательной маркировки, благодаря которой сегодня каждый товар оставляет свой цифровой след, были отмечены заместителем директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Олегом Тухватуллиным. Данный инструмент позволяет получать наиболее актуальную информацию о состоянии товарных рынков и противодействовать незаконному обороту промышленной продукции. Благодаря доступу к системе МДЛП, информация об обороте лекарственных препаратов доступна не только государству, бизнесу, но и самим потребителям. Последние могут проверять лекарства на предмет легальности с помощью приложения «Честный знак», установленного на обычный смартфон.
«В результате внедрения системы МДЛП зафиксировано снижение продажи просроченных лекарств. В 2022 году объем таких препаратов снизился в три раза по сравнению с 2021 годом. Остановлен оборот существенного объема фальсифицированных, некачественных или незарегистрированных лекарств на сумму более 1 миллиарда рублей (по данным ЦРПТ). Также благодаря цифровому инструменту получается защитить интересы льготных категорий граждан, оценивать риски возникновения дефектуры лекарственных препаратов, выявлять случаи завышения цен», — сообщил Олег Тухватуллин.
Другими ключевыми тема развития фармотрасли на сегодняшний день также являются цифровизация системы здравоохранения, электронные рецепты и онлайн-продажи RX-препаратов, пациентоцентрничность медицинского обслуживания и бизнеса.
«Вся повестка развития фармотрасли направлена на пациентоцентричность и на то, как сделать пациента более удовлетворенным. Здесь имеет значение не только поиск и доставка лекарственных препаратов, но и достижение личных целей потребителей. Ведь каждый пациент — это не машина для потребления «химии», лекарственных препаратов. Каждый человек хочет быть здоровым, позитивным, счастливым. Поэтому фармкомпании должны тоже принимать участие в решении этих задач. Это участие в социальных группах, консультации профильных врачей, которые будут не просто рекомендовать человеку лекарство как средство для снятия симптомов, но и как средство, которое сделает его более счастливым», — прокомментировал генеральный директор АО «Промис» Евгений Слиняков.
Руководитель направления «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков отметил, что в будущем выиграют те фармпроизводители, которые инвестируют средства в новые цифровые проекты, такие как внедрение электронного рецепта.
«Мы как система маркировки сможем предоставить инфраструктуру, на базе которой можно выстроить полную прослеживаемость и контроль качества продукции. Что касается взаимодействия пациентов, врачей и других участников системы, то это должны обеспечивать другие системы с использованием нашей», — сказал Егор Жаворонков.
Цифровые сервисы открывают новые возможности, но они должны быть пациентоориентированными. Таким мнением поделился сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев:
«Мы должны примерять эти новые технологии, новые цифровые сервисы к самому пациенту: насколько они востребованы, в каких формах и какие барьеры существуют на пути пациента к этим цифровым сервисам. Это сделает систему здравоохранения более комфортной и удобной. Если мы решим все существующие проблемы, система в целом и лекарственного обеспечения в частности, станут более приближены к пациенту. Фармацевтический бизнес несет очень серьезную ответственность как за коммуникации с профессиональным медицинским сообществом, так и за коммуникации с целевыми группами пациентов — потребителей фармацевтической продукции. И здесь важна открытость, выработка специальных кампаний (нерекламных), призванных информировать людей о современных препаратах».
Ознакомиться с докладами и кейсами можно на сайте форума PharmPRO.