На прошедшей конференции по прогнозированию спроса и планированию в цепочках поставок Supply & Demand Planning Conference, компании из сферы ритейла, FMCG, e-grocery, e-com и других отраслей обменялись опытом и кейсами улучшения показателей эффективной логистики.
Согласно аналитическому исследованию компании «Нильсен», к началу 2025 года продажи на рынке FMCG выросли на 15,8%. Около трети этого роста обеспечен реальным покупательским спросом. Среди ключевых факторов — опережающее развитие категорий-драйверов.
Самой быстрорастущей стала категория готовой еды (+26% в натуральном выражении), что связано с желанием потребителей сэкономить время и разнообразить рацион. В ответ на эти изменения ритейлеры расширяют зоны кафе в магазинах, усиливают фокус на свежих продуктах и линейках готовых блюд.
Второй фактор роста — активное развитие собственных торговых марок (СТМ). Если до 2019 года их доля едва достигала 10%, то к 2025 году она превысила 15% в денежном выражении (в отдельных сетях — до 20–25%). Рост СТМ обеспечивается в том числе их продвижением в онлайне, где они становятся частью экосистем интернет-площадок.


Эксперты также фиксируют переход от периода активного обновления ассортимента к его стабилизации. На рынке продолжается консолидация: если в 2020 году 80% товарооборота формировали 4% SKU, то сейчас — 3%. При этом растёт значимость нишевых брендов и разнообразие предложений на полке.
Торговая сеть «Магнит» акцентирует внимание на бизнес-процессы по совместному планированию с партнёрами. «Мы слушаем и слышим партнёров, учитываем их обратную связь и развиваем процессы. За 5 месяцев рост уровня ключевых показателей доставки полноты доставки и ее своевременности, DIFOT, составил 32,9 п.п.», — отметила Екатерина Свиридова, директор департамента по прогнозированию спроса.
Для FMCG-компании «ТД Грасс» (бренд Grass) важным этапом развития стало внедрение IBP-системы по бизнес-процессам прогнозирования продаж и трейд-маркетинга. Евгений Хватов, руководитель отдела по управлению цепочкой поставок компании, отмечает важность серьезности подхода к самому процессу внедрения – качественному предварительному проведению анализа затрат, функционалу и сроков выполнения работ.
Стратегия развития с вектором на экологичность, прозрачность цепочек поставок и автоматизацию, позволила фешен-бренду Tom Tailor зафиксировать рост оборота на 50% за четыре года. По словам Полины Загельской, директора по логистике, за счет успешного применения гибридной модели и цифровых инструментов, компании удалось снизить логистические издержки на 15–17% при сохранении транзитных сроков.
Про актуальность проблемы отсутствия долгосрочных инструментов планирования в логистике выразил мнение Василий Панов, представитель компании «Адвантум», которая создает решения в области систем управления транспортом. По его словам, связки системы прогнозирования и планирования и системы управления транспортными перевозками позволяют эффективно автоматизировать прогнозирование транспортных потоков и оптимизировать процесс заказа транспорта.
Маркетплейс «Яндекс Маркет» активно применяет ML-планирование и совместное прогнозирование с поставщиками для формирования сезонного ассортимента, отметила Дарья Арчакова, руководитель службы краткосрочного планирования операций.
Ритейлер «Пятёрочка» также постоянно улучшает и актуализирует подходы к совместному прогнозированию и управлению закупками, отмечая важность прозрачности информационных систем и взаимных обязательств между сетью и поставщиками, с целью минимизации рисков и повышению эффективности процессов.
Никита Терехин, руководитель направления IBP сервиса доставки «Яндекс Лавка», подчеркивает значимость сквозного управления процессами S&OP/IBP в условиях высокоизменчивого спроса: «Только полная синхронизация между всеми участниками цепочки поставок позволяет достигать устойчивых коммерческих результатов».
Владимир Святов, руководитель проектов LogiX компании «Яков и Партнёры», отмечает, что традиционные методы управления запасами уже не соответствуют текущим требованиям: в тренде предиктивное управление, основанное на данных, технологиях и командной синергии, которое позволяет точно прогнозировать спрос, управлять ассортиментом и минимизировать издержки.
Алексей Казённов, директор по интегрированному планированию household-ритейлера Hoff, заявляет о важности адаптивности бизнеса. Через внедрение LEAN-подхода компания делает ставку на стандартизацию процессов, снижение вариативности, аналитику в реальном времени и гибкость в цепочках поставок.
Методология и подход к управлению и принятию решений, основанный на анализе данных активно используется в FMCG-компании «Арнест Юнирусь». Борис Романов, менеджер по развитию процесса планирования спроса, рассказал, что эффективное внедрение ML-алгоритмов на текущий момент позволило достичь таких показателей, когда data-driven процесс уже покрывает до 40% товарооборота, повышает точность прогноза до 75% и позволяет сократить запасы более чем на 15%.
Давид Джамиев, представитель консалтинговой группы «Б1», поделился аналитикой по модели ИИ на основе нейросетей-трансформеров. Она обеспечивает точность прогноза продаж до 95% даже при неполных данных и позволяет увеличить маржу промо-акций на 4,6 п.п. за счёт оптимизации скидок.
«Рынок меняется с колоссальной скоростью. И мы все чувствуем это — в изменении спроса, в сбоях поставок, в цифровизации процессов. Сегодня невозможно управлять цепочками поставок и планировать, полагаясь только на опыт и интуицию. Нужны инструменты. Нужны люди, которые умеют мыслить гибко и действовать точно. Нужен искусственный интеллект, а точнее его эффективное применение. Раньше только крупный бизнес был озабочен этими процессами, сейчас даже МСП осознают важность точного прогноза спроса и планирования», — такими словами закрыл конференцию Евгений Непейвода, управляющий партнер Novo BI.