Рекламный баннер
22 мая 2025, четверг

На прошедшей конференции по прогнозированию спроса и планированию в цепочках поставок Supply & Demand Planning Conference, компании из сферы ритейла, FMCG, e-grocery, e-com и других отраслей обменялись опытом и кейсами улучшения показателей эффективной логистики.

Согласно аналитическому исследованию компании «Нильсен», к началу 2025 года продажи на рынке FMCG выросли на 15,8%. Около трети этого роста обеспечен реальным покупательским спросом. Среди ключевых факторов — опережающее развитие категорий-драйверов.

Самой быстрорастущей стала категория готовой еды (+26% в натуральном выражении), что связано с желанием потребителей сэкономить время и разнообразить рацион. В ответ на эти изменения ритейлеры расширяют зоны кафе в магазинах, усиливают фокус на свежих продуктах и линейках готовых блюд.

Второй фактор роста — активное развитие собственных торговых марок (СТМ). Если до 2019 года их доля едва достигала 10%, то к 2025 году она превысила 15% в денежном выражении (в отдельных сетях — до 20–25%). Рост СТМ обеспечивается в том числе их продвижением в онлайне, где они становятся частью экосистем интернет-площадок.

Эксперты также фиксируют переход от периода активного обновления ассортимента к его стабилизации. На рынке продолжается консолидация: если в 2020 году 80% товарооборота формировали 4% SKU, то сейчас — 3%. При этом растёт значимость нишевых брендов и разнообразие предложений на полке.

Торговая сеть «Магнит» акцентирует внимание на бизнес-процессы по совместному планированию с партнёрами. «Мы слушаем и слышим партнёров, учитываем их обратную связь и развиваем процессы. За 5 месяцев рост уровня ключевых показателей доставки полноты доставки и ее своевременности, DIFOT, составил 32,9 п.п.», — отметила Екатерина Свиридова, директор департамента по прогнозированию спроса.

Совместное планирование и прогнозирование торговой сети с поставщиками (ФТС «Магнит»). Фото с конференции Supply&Demand Planning Conference.

Для FMCG-компании «ТД Грасс» (бренд Grass) важным этапом развития стало внедрение IBP-системы по бизнес-процессам прогнозирования продаж и трейд-маркетинга. Евгений Хватов, руководитель отдела по управлению цепочкой поставок компании, отмечает важность серьезности подхода к самому процессу внедрения – качественному предварительному проведению анализа затрат, функционалу и сроков выполнения работ.

Стратегия развития с вектором на экологичность, прозрачность цепочек поставок и автоматизацию, позволила фешен-бренду Tom Tailor зафиксировать рост оборота на 50% за четыре года. По словам Полины Загельской, директора по логистике, за счет успешного применения гибридной модели и цифровых инструментов, компании удалось снизить логистические издержки на 15–17% при сохранении транзитных сроков.

Про актуальность проблемы отсутствия долгосрочных инструментов планирования в логистике выразил мнение Василий Панов, представитель компании «Адвантум», которая создает решения в области систем управления транспортом. По его словам, связки системы прогнозирования и планирования и системы управления транспортными перевозками позволяют эффективно автоматизировать прогнозирование транспортных потоков и оптимизировать процесс заказа транспорта.

Маркетплейс «Яндекс Маркет» активно применяет ML-планирование и совместное прогнозирование с поставщиками для формирования сезонного ассортимента, отметила Дарья Арчакова, руководитель службы краткосрочного планирования операций.

Ритейлер «Пятёрочка» также постоянно улучшает и актуализирует подходы к совместному прогнозированию и управлению закупками, отмечая важность прозрачности информационных систем и взаимных обязательств между сетью и поставщиками, с целью минимизации рисков и повышению эффективности процессов.

Никита Терехин, руководитель направления IBP сервиса доставки «Яндекс Лавка», подчеркивает значимость сквозного управления процессами S&OP/IBP в условиях высокоизменчивого спроса: «Только полная синхронизация между всеми участниками цепочки поставок позволяет достигать устойчивых коммерческих результатов».

Владимир Святов, руководитель проектов LogiX компании «Яков и Партнёры», отмечает, что традиционные методы управления запасами уже не соответствуют текущим требованиям: в тренде предиктивное управление, основанное на данных, технологиях и командной синергии, которое позволяет точно прогнозировать спрос, управлять ассортиментом и минимизировать издержки.

Алексей Казённов, директор по интегрированному планированию household-ритейлера Hoff, заявляет о важности адаптивности бизнеса. Через внедрение LEAN-подхода компания делает ставку на стандартизацию процессов, снижение вариативности, аналитику в реальном времени и гибкость в цепочках поставок.

Методология и подход к управлению и принятию решений, основанный на анализе данных активно используется в FMCG-компании «Арнест Юнирусь». Борис Романов, менеджер по развитию процесса планирования спроса, рассказал, что эффективное внедрение ML-алгоритмов на текущий момент позволило достичь таких показателей, когда data-driven процесс уже покрывает до 40% товарооборота, повышает точность прогноза до 75% и позволяет сократить запасы более чем на 15%.

Давид Джамиев, представитель консалтинговой группы «Б1», поделился аналитикой по модели ИИ на основе нейросетей-трансформеров. Она обеспечивает точность прогноза продаж до 95% даже при неполных данных и позволяет увеличить маржу промо-акций на 4,6 п.п. за счёт оптимизации скидок.

Сегодня невозможно управлять цепочками поставок и планировать, полагаясь только на опыт и интуицию. Нужны инструменты. Фото с конференции Supply&Demand Planning Conference.

«Рынок меняется с колоссальной скоростью. И мы все чувствуем это — в изменении спроса, в сбоях поставок, в цифровизации процессов. Сегодня невозможно управлять цепочками поставок и планировать, полагаясь только на опыт и интуицию. Нужны инструменты. Нужны люди, которые умеют мыслить гибко и действовать точно. Нужен искусственный интеллект, а точнее его эффективное применение. Раньше только крупный бизнес был озабочен этими процессами, сейчас даже МСП осознают важность точного прогноза спроса и планирования», — такими словами закрыл конференцию Евгений Непейвода, управляющий партнер Novo BI.

Новости по теме
07 апреля 2025 Novo BI
Интегрированное бизнес-планирование (IBP) стало ключевым инструментом управления для компаний с комплексными цепочками поставок. После ухода с российского…
04 октября 2024 «Точка продаж»
Сеть продскладов «Победа» открыла шестой логистический центр. Им стал объект в Самаре. Такие же РЦ у ритейлера уже работают в Ульяновске, Воронеже, Набережных…
25 сентября 2024 «Точка продаж»
В X5 Group для поставщиков разработали интерактивную аналитическую панель (дашборд) Logistics, которая объединяет ключевые логистические метрики: Service…
20 сентября 2024 «Точка продаж»
В СДЭК решили сделать более эффективными логистические и складские процессы, образовав на площадях своих ПВЗ фулфилмент дарксторы — специализированные…
Статьи по теме
Очерк с «Диалогов PRO склады»
Эксперты обсудили ключевые актуальные темы и сформулировали тенденции рынка складской недвижимости России в 2025 году: новые реалии и точки роста,…
Единая классификация складской недвижимости и объектов Light Industrial
Крупнейшие консалтинговые компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership (CMWP) в составе Moscow Research Forum…
Юбилейная складская конференция NF Group: в центре внимания экономическая конъюнктура для устойчивого развития складской и логистической инфраструктуры
В Москве прошла XX Юбилейная складская конференция NF Group, объединившая ведущих экспертов, девелоперов, логистические компании и ретейлеров…
Аналитика состояния рынков складской недвижимости в Центральной Азии, Закавказье, Республике Беларусь
Аналитики NF Group провели исследование рынка качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь…
Мероприятия по теме
Supply & Demand Planning Conference 2025
Компании сталкиваются с резкими изменениями спроса, перебоями в поставках, развитием ИИ и цифровизации. Какие процессы можно полностью контролировать и…
24 апреля 2025 Novo BI
Конференция «Логистика 2025» от ИД «Коммерсантъ-Сибирь»
Традиционная ежегодная региональная конференция для представителей экспедиторских, логистических, транспортных и курьерских компаний и представителей офлайн…
Материалы по теме
Интегрированное бизнес-планирование (IBP) стало ключевым инструментом управления для компаний с комплексными цепочками поставок. После ухода с российского…
Сеть продскладов «Победа» открыла шестой логистический центр. Им стал объект в Самаре. Такие же РЦ у ритейлера уже работают в Ульяновске, Воронеже, Набережных…
В X5 Group для поставщиков разработали интерактивную аналитическую панель (дашборд) Logistics, которая объединяет ключевые логистические метрики: Service…
В СДЭК решили сделать более эффективными логистические и складские процессы, образовав на площадях своих ПВЗ фулфилмент дарксторы — специализированные…
Эксперты обсудили ключевые актуальные темы и сформулировали тенденции рынка складской недвижимости России в 2025 году: новые реалии и точки роста, ожидания…
Крупнейшие консалтинговые компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership (CMWP) в составе Moscow Research Forum презентовали…
В Москве прошла XX Юбилейная складская конференция NF Group, объединившая ведущих экспертов, девелоперов, логистические компании и ретейлеров для обсуждения…
Аналитики NF Group провели исследование рынка качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь (страны…
Компании сталкиваются с резкими изменениями спроса, перебоями в поставках, развитием ИИ и цифровизации. Какие процессы можно полностью контролировать и…
Традиционная ежегодная региональная конференция для представителей экспедиторских, логистических, транспортных и курьерских компаний и представителей офлайн…
В последние годы складской сегмент коммерческой недвижимости постоянно в рекордсменах по строительству, росту ставок и нехватки площадей.
Актуальные тренды в SCM на ближайшие годы, поиск инновационных решений в SCM, разборы реальных кейсов от лидеров отрасли на осеннем десятом Конгрессе руководителей…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить