Рекламный баннер
08 июля 2025, вторник

В Москве прошло новое мероприятие для руководителей компаний-производителей продуктов питания и напитков — WorldFood Summit & «Нильсен Академия».

В повестке профессонального события были:

  • экономические тренды и их влияние на потребительское поведение;
  • портрет и меняющиеся предпочтения современного российского потребителя;
  • перспективы развития сегмента частных марок ритейлеров;
  • особенности ассортиментной, ценовой и полочной политики в ритейле для управления покупательской способностью;
  • создание промо-стратегии и управление ценами для эффективного продвижения в ритейле;
  • тренды в брендинге и дизайне упаковки.

В своем экономическом обзоре, Наталья Зубаревич, экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук и преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, отметила негативный вектор — производство и продажи всех базовых продовольственных товаров в основном идут вниз. Причинами являются, по мнению звездного эксперта, отчасти плохой неурожайный 2024 год и перенасыщенность рынка.

«В 2025 году резко замедлились темпы розничной торговли. Вся розничная торговля увеличилась на 2,4%. При этом продовольственная выросла на 3%, а непродовольственная практически встала — увеличилась на 1,8%. В то же время общепит вырос на 9% в 2024 году, и в 2025 году рост сохраняется на уровне 7,5%».

Спикер не обошла стороной и вопрос демографии, который напрямую влияет на рынок. В январе-сентябре 2024 года наблюдалось усиление естественной убыли и снижение миграций, и население продолжает сокращаться. «Депопуляция в большинстве регионов — долгосрочный тренд, что приводит к снижению объемов спроса на FMCG», — подчеркнула Наталья Зубаревич.

О спросе и драйверах FMCG-рынка рассказала Анжелика Тухтаманова, директор по стратегическим партнерствам «Нильсен»: в январе-апреле 2025 года омниканальный рынок увеличился на 1,7%. При этом онлайн-рынок вырос на 22,4%, а офлайн — на 0,9%.

«Онлайн-магазины и маркетплейсы остаются одними из ключевых вкладчиков в рост всего рынка FMCG», — прокомментировала спикер.

Среди категорий, дающих наиболее позитивный вклад в динамику рынка, эксперт выделила:

  • воду, пиво, энергетические напитки, газированные напитки,
  • шоколадные батончики, упакованную карамель, зефир и пастилу, снеки.

Среди категорий, негативно влияющих на динамику FMCG-рынка, были упомянуты шоколадные плитки, водка, игристое вино, корм для кошек, чипсы, молоко стерилизованное, сметана, кефир, сыр, сахар.

Участниками диалога о развитии ритейла в 2025 году стали Ася Балабай, коммерческий директор «Ашан», и Дмитрий Пачин, коммерческий директор «О`Кей». Одной из главных сложностей, с которой торговые сети столкнулись в 2025 году, стало инфляционное давление.

«У всего ритейла сейчас, наверное, одна боль. Инфляция — это не просто повышение цен на полке. Инфляция запускает ряд процессов в ритейле, которые требуют серьезных изменений. Я бы этот год назвал годом адаптации», — отметил Дмитрий Пачин.

В контексте текущей высокой чувствительности потребителя к цене топ-менеджеры также поговорили о развитии СТМ. Ася Балабай порекомендовала создавать СТМ в небрендозависимых категориях и рассказала, что в «Ашане» сейчас активно развивается СТМ в среднем ценовом сегменте и премиальном сегменте с уникальной рецептурой.

«В целом, доля СТМ глобально растет: сегодня она составляет 19%, а количественно это почти 8000 наименований товаров», — заявила коммерческий директор сети «Ашан».

Доклад Марины Волковой, директора по аналитике и консалтингу «Нильсен», был посвящен новым трендам и привычкам современного российского потребителя: FMCG-рынок сохраняет самую высокую значимость в «кошельке» покупателя. 40% месячного бюджета уходит на покупку товаров повседневного спроса, но эти 40% расходов, возможно, еще никогда не были так фрагментированы среди различных групп покупателей.

В 2024 году на 2% приросли те, кто предпочитает не спешить и обходить весь магазин (53%). На 6% выросла доля потребителей, которые несмотря на то, что планируют покупки, всегда покупают что-то сверх (56%). Больше всего — на 10% — выросла категория тех, кто обычно придерживается плана покупок (66%).

Кроме того, высокую привлекательность для покупателей сохраняют скидки: более половины потребителей (52%) говорят о том, что всегда приобретают товар со скидкой, если есть такая возможность. Более четверти опрошенных продолжают обращать внимание на новинки и любят пробовать новые товары.

«Ритейл отображает общество. Если хотите узнать, чем живет страна, идите в магазин», — подметил Константин Локтев, исполнительный директор «Нильсен».

Эксперт считает, что, с одной стороны, есть молодежь, которая только выходит на рынок и начинает показывать свою покупательскую силу, а с другой стороны, есть старшее поколение, во взаимодействии с которым существует нереализованный потенциал.

Говоря о поведении современного потребителя — сегодня покупатель готов платить больше за премиум-опыт, экономию времени, удобство и удовольствие, учет узких потребностей и профессиональный уход. Кроме того, формула выбора товара сильно усложнилась: «Больше недостаточно быть только вкусным, эксклюзивным или дешевым — нужно учитывать все параметры сразу».

Светлана Боброва, директор по продажам «Нильсен», рассказала о ключевых трендах и перспективах развития ассортимента на рынке FMCG в 2025 году. Она отметила, что требования разных поколений к товарам настолько сильно отличаются друг от друга, что ритейлерам уже сейчас приходится непросто.

«Если мы говорим про поколение Z, то это те, кто любит и готов пробовать новое. Это те потребители, которые будут покупать товары для себя, чтобы принести себе радость и удовольствие. Ассортимент этого поколения — это что-то нишевое и со смыслом», — заявила аналитик и добавила, что у старшего поколения тоже случаются «поползновения» в сторону чего-то нового, но для того, чтобы это произошло, требуется много времени.

По данным «Нильсен», за последние 12 месяцев на FMCG-рынке появилось 11 609 новых брендов, включая выходы существующих игроков в новые сегменты. Но 17% брендов, которые запустились годом ранее, уже исчезли с полок магазинов. При этом 40% новых брендов приходится на две категории — кондитерские изделия и алкоголь.

Анжелика Тухтаманова, директор по стратегическим партнерствам «Нильсен», рассказала о категорийном менеджменте — процессе, в рамках которого продуктовые категории управляются как стратегические бизнес-единицы и адаптируются под потребности покупателя на уровне магазина через 4P. Аналитик отметила, что одни категории лучше привлекают трафик, а другие — дают больше прибыли. Всего среди категорий можно выделить четыре роли:

  1. целевая (5 – 10% категорий),
  2. основная (55 – 60%),
  3. сила (10 – 15%),
  4. удобство (15 – 20%).

Своим взглядом на то, как эффективно управлять ценами и промо, ориентируясь на ожидания современного покупателя, поделился Максим Востряков, руководитель направления продаж аналитических сервисов «Нильсен»:

«Чем «эластичнее» продукт, тем сильнее реакция покупателей на изменение его цены. Уровень эластичности заметно варьируется в зависимости от товарной группы. Топовые промомеханики в сочетании со скидками дают максимальные продажи. Анализируйте эффективность промомеханик и оптимизируйте поддержку, чтобы повысить возврат инвестиций».

Брендинг и дизайн упаковки стали центральной темой выступления Андрея Кожанова, управляющего партнера «Высшей Школы Брендинга». По словам эксперта, более 80% стратегий в брендинге не воплощаются в жизнь.

«Если мы говорим про стратегию дизайна, то это история про то, как быстро образ попадает в сердце аудитории и как этот дизайн отобразит ценности бренда», — подчеркнул спикер и порекомендовал участникам найти свою роль в многообразном мире рынка и конкуренции и построить образ на силах бизнеса.

Секретами успешного брендинга и упаковки поделились Полина Елисеева, директор по новому бизнесу Ohmybrand, и Максимилиан Маликов, бренд-директор сети гипермаркетов «О'кей». Во время этого процесса нужно учитывать категорию, потребителя, места продаж, каналы коммуникаций, особенности продукта, конкурентов.

Кроме того, обязательно при разработке дизайна нужно сделать shelf-тест, чтобы посмотреть, как продукт будет выглядеть на полке. Полина Елисеева также добавила, что «для базовых категорий продуктов, где покупателю сложно увидеть разницу в качестве, на помощь может прийти эмоциональный брендинг».

Эсмира Байрамова, руководитель по бренд-менеджменту розничной сети «Магнит», рассказала о прорыве СТМ «М Кухня» в категории «Готовая еда». В 2025 году «М Кухня» растет на 41%, опережая показатели рынка. Рост происходит за счет количества активных клиентов, покупательской пенетрации, средних продаж на одного клиента, частоты покупок и среднего чека. Среди драйверов роста Эсмира выделила:

  • сбалансированную ассортиментную матрицу,
  • CVM-активность,
  • рекламное продвижение,
  • омниканальность.

О важности доступной аналитики от торговых сетей напомнила Наталия Ларина, руководитель проектов Retail Services. На основе данных от ритейлера с помощью аналитики можно мониторить всю цепочку поставок от отгрузки на РЦ до покупателя, повышать точность планирования промо, улучшать процессы работы с сетью, повышать точность прогнозирования продаж, оценивать плановую и фактическую дистрибуцию внутри сети, выявлять системные out-of-stock и бороться с ними совместно с ритейлером, выявлять виртуальный сток в магазинах и делать многое другое.

Анастасия Бунина, руководитель розничных продаж Avon, и Анастасия Кирилова, руководитель направления Data&Insights сети «Магнит», тоже подчеркнули необходимость использования полного комплекса данных для принятия стратегических решений. Регулярный обмен аналитическими данными производителя с «Магнит Косметик» позволили достичь двухкратного роста продаж текущего ассортимента в сети, и бренд занял вторую позицию в рублях в категории «Парфюмерия» торговой сети.

Новости по теме
Эксперты SobMaExpo, B2B-выставки контрактного производства и СТМ, проанализировали текущие тенденции индустрии и выделили ключевые направления, которые…
21 марта 2025 «Точка продаж»
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
30 января 2025 «Точка продаж»
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
23 декабря 2024 АКОРТ
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
Статьи по теме
Устойчивый шоколад в рознице
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции,…
Тренды рынка никотинсодержащей продукции и прогнозы на 2025 год
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований,…
Полимеры народного потребления
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации…
Этника и национальные продукты: как ритейлу учесть интересы ЦА и заработать?
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на…
Мероприятия по теме
«Категорийный менеджмент в Белые Ночи» – 2025
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
16-я «ЭкоГородЭкспо»
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
25 апреля 2025 ЭкоГородЭкспо
Материалы по теме
Эксперты SobMaExpo, B2B-выставки контрактного производства и СТМ, проанализировали текущие тенденции индустрии и выделили ключевые направления, которые…
Специалисты сервиса Gorodissky IP Security проанализировали предложение на рынке электронной коммерции за 2024 год на примере одного из производителей…
Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» подвела итоги развития сегмента товаров под собственными торговыми марками за 2024 год. Портфель СТМ «Ашан» включает…
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на 1 процентный пункт и превысила…
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции, что отразилось…
В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым…
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации остается более…
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на бизнес. Ирина…
Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» традиционно соберет профессионалов ритейла, категорийных менеджеров и FMCG-поставщиков…
«ЭкоГородЭкспо 2025» — тренды, новинки и будущее экорынка. Выставка обеспечит доступ к экопродукции и новинкам рынка, научит выбирать безопасное товары…
«Винная Ассамблея» — заключительное мероприятие проекта Top100Wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить