Ключевыми отраслевыми темами Wine Retail являются изменения и новации в законодательном регулировании отрасли, включая маркировку и акцизную политику, влияние фискальной политики государства на динамику винного рынка, программы поддержки российского виноделия, развитие ассортимента российских вин в розничной торговле и картах ресторанов, тематики категорийного менеджмента алкоголя в розничной сети, маркетинга и коммуникаций, рекрутинга и подготовки персонала для индустрии виноторговли.
РЕГУЛЯТОРЫ
- Минпромторг о российской винной полке
Механики квотирования российского вина в ритейле рассматриваются Минпромторгом России. Основных подходов к расчету доли два: по выкладке на полках или по количеству артикулов в матрице торговой сети. После принятия итогового решения рынку будет дано достаточно времени для перестройки ассортимента. Об этом рассказал директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов.
- Минсельхоз о сырьевых ресурсах
84 тысячи гектаров виноградников в плодоносящем возрасте насчитывается в России (из общей площади 105 тыс га). Экспертная оценка Министерства сельского хозяйства учитывает 15-20% столовых сортов винограда в этом объеме. Данные озвучила заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Ирина Федина.
- Таможня об импорте вина
На 18% до 81 млн литров (годом ранее в периоде было 99 млн л) в январе-мае снизился импорт из недружественных стран, по сравнению с 2023 годом. При этом, 62 млн литров вина всех типов было ввезено за апрель текущего года (в апреле 2023 года было ввезено 28 млн литров).
Доля недружественных стран в импорте в литрах составила 64%. Сильнее всего повышение пошлин сказалось на винах Италии (-7% от общего объема ввоза). Поставки из Франции (+5%) и Испании (+2%), напротив, выросли.
АНАЛИТИКИ
- Nielsen IQ
Алкоголь оказался одним из драйверов восстановления рынка FMCG. Основные категории в первом квартале 2024 года (без тихих вин) прибавили 4,3% продаж в штуках. Пиво выросло на 8,7%. По доле в литрах пиво занимает 79,9% рынка алкоголя. На водку приходится 10,4%. Ассортимент в алкогольной категории после бурного роста в 2023 году слегка скорректировался. Среднее количество СКЮ на магазин всех типов алкоголя (без тихих вин) в первом квартале составило 109 артикулов, годом раньше было 120. Период активного тестирования новинок сменился оптимизацией ассортимента.
- GFK
+9,3% составил рост рынка FMCG влияющий фактор – покупательский оптимизм достиг максимума с 2020 года. Тихие вина в денежном выражении прибавили 10% в продажах, став лидером среди всех алкогольных категорий. В 1 квартале 2024 года отмечены переключения покупателей с покупки крепкого алкоголя на тихие вина, с пива на игристые вина. Тихие вина (в отличие от вермутов и игристых, которые покупают преимущественно женщины) стали нейтральной категорией, их одинаково предпочитают и женщины и мужчины. Ключевой потребитель для вина, в целом – поколение Х (родившиеся с 1960 по 1985 год).
- «Ромир»
- Чаще, чем раз в 3 месяца, вино пьют 40% россиян. Для сравнения: пиво – 69%, крепкий алкоголь – 52%. Красное вино пока лидер предпочтений (75%), за ним с некоторым отрывом следуют игристое (62%) и белое (58%). Игристые вина чаще всего преобладают на столе у женской аудитории.
- Для 79% респондентов цена является одним из определяющих факторов – россияне готовы платить за бутылку вина порядка 540 рублей. Также для 74% респондентов тип, а для 72% цвет вина важны при выборе.
- 63% предпочитают полусладкие вина (что обусловлено еще советскими вкусовыми привычками), а 47% – сухие.
- Осознанные покупки: 75% планируют покупку вина заранее.
- Пять ярко выраженных сегментов покупателей вина с разными мотивами:
- Традиционалисты (31%): покупают вино для домашнего, преимущественно семейного, потребления. Ценят вкус и возможность снять стресс.
- Искатели выгоды (25%): неразборчивы в выборе винных категорий, главный критерий – цена. Активно ищут акции и скидки в супер- и гипермаркетах.
- «Винные эрудиты» (17%): разбираются в вине, изучают информацию в интернете, предпочитают специализированные магазины и ценят вкус.
- «Сомелье на праздник» (14%): также разбираются в вине, но покупают его преимущественно для праздников, ориентируясь на широкий ассортимент специализированных магазинов и супермаркетов.
- Ситуативные покупатели (13%): не привязаны к конкретным брендам, покупают вино «по случаю» в удобных магазинах. Неразборчивы в выборе и ценят вино за возможность справится со стрессом.
- Россияне становятся более «продвинутыми» в выборе вина, обращая внимание не только на цену, но и на вкус, тип, происхождение. Растет интерес к российским винам.
- Отношение к СТМ вина пока остается неоднозначным. 43% знают о существовании такой продукции, но уровень отношения к ней ниже, чем в других категориях (например, газированные напитки или вода). Ритейлерам стоит взять на заметку, что у СТМ в этой категории есть значительный потенциал для развития.