В преддверии дачного сезона «Роскачество» провело тестирование 11 сервисов по заказу товаров для дома и дачи. Эксперты оценили приложения по ключевым критериям и определили, насколько они функциональны, качественны и безопасны.
Согласно опросу более 3500 россиян, проведённому «Роскачества» совместно с сервисом «Финансы Mail.ru», почти 55% россиян покупают товары для дачи и дома через интернет, и почти треть делают это как минимум раз в месяц. Наиболее важными критериями при выборе онлайн-сервиса пользователи называют:
- цену,
- ассортимент,
- удобство оформления заказа.
Опрос показал, что почти половина пользователей (48%) покупает товары для дома и дачи в приложениях онлайн-магазинов каждый дачный сезон и лишь 4% опрошенных никогда не приобретали товары этой категории через приложения.
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на выбор интернет-магазина для покупки товаров для дома и дачи, 22% респондентов отметили выгодную цену. Другими значимыми критериями выбора являются:
- широкий ассортимент (16%),
- положительные отзывы (14%),
- высокое качество товаров(13%).
Мобильные приложения эксперты Российской системы качества оценивали по 6 группам критериев — функциональность, удобство использования, информационная безопасность, производительность и надежность, правовая оценка, информация о приложении. В исследование вошли те приложения, которые позволяют выбирать и заказывать товары для дома и дачи, представлены на платформах Android и iOS и входят в топ-30 категорий «Покупки» и «Розничные магазины» хотя бы на одной из платформ.
Особое внимание уделялось реальным пользовательским сценариям:
- насколько легко найти нужный товар,
- выбрать удобный способ доставки,
- отменить заказ при необходимости,
- получить справку без обращения в службу поддержки.
По результатам оценки в число наиболее функциональных и удобных попали приложения специализированных магазинов. Среди них — «Петрович», «ВсеИнструменты.ру», «Лемана Про» и «Бауцентр». Наибольшее количество баллов набрало приложение «Петрович»: эксперты отметили его понятную навигацию, продуманную структуру каталога и наличие опций, упрощающих заказ — таких как фильтрация по срокам доставки и отмена заказа напрямую через приложение.
В топ-10 мобильных приложений ритейлеров-специалистов по продажам товаров для дома и сада в системе Android вошли:
- Петрович – стройка и ремонт дома.
- ВсеИнструменты.ру.
- Лемана Про: товары для дома.
- Максидом – для дома и ремонта.
- Бауцент: Интернет-магазин.
- Hoff: мебель и товары для дома.
- Стройландия – для дома и ремонта.
- Твой дом – онлайн-гипермаркет.
- Порядок – товары для дома.
- ОБИ: строительный гипермаркет.
В топ-10 мобильных приложений ритейлеров-специалистов по продажам товаров для дома и сада в системе iOS вошли:
- Петрович – ремонт дома, квартир.
- ВсеИнструменты.ру.
- Лемана Про: товары для дома.
- Бауцент: Интернет-магазин.
- Максидом – для дома и ремонта.
- Hoff: Мебель и товары для дома.
- Стройландия.
- ОБИ: строительный гипермаркет.
- Порядок – товары для дома.
- Твой дом – онлайн-гипермаркет.
Специалисты «Роскачества» также обратили внимание на недостатки, общие для большинства приложений: в частности, нехватку информации в карточках товаров и ограниченные возможности для пользователей с ограничениями по зрению. Также важно предоставить пользователям возможность отменить заказ непосредственно в приложении. Также эксперты отмечают среди частых проблем UX-интерфейса: кнопки без подписей для скринридеров, хаотичный фокус и неудобную авторизацию.
В топ-8 недостатков мобильных приложений специалисты отнесли:
- Отсутствуют уведомления о поступлении товара в наличии.
- Отсутствие поиска товаров по фото и с помощью голосового ввода.
- Нет гайдов и советов.
- Отсутствие функции сравнения товаров.
- Отсутствие виртуального планировщика.
- Ограниченный чат с поддержкой или его отсутствие.
- Множество трекеров.
- Ограниченные детали адреса доставки.
Информационная безопасность имеет большое значение для мобильных приложений, так как пользователи во всех приложениях указывают свои персональные данные. В исследовании внимание было акцентировано на следующих моментах ИБ:
- запрашивает ли сервис только минимально необходимые пользовательские данные и разрешения,
- присутствуют ли аналитические трекеры, собирающие информацию о пользователе,
- а также способы и возможности по удалению аккаунта.
Были выявлены следующие потенциальные уязвимости:
- обращение к DNS,
- небезопасная рефлексия у исследованных приложений,
- небезопасная собственная реализация SSL,
- слабый алгоритм хеширования,
- использование незащищенного протокола HTTP.
Удаление аккаунта из приложения без обращений в службу поддержки реализовано у всех, кроме приложений «Порядок» и «Твой Дом», что со стороны информационной безопасности весьма хороший показатель, ведь пользователям доступен выбор в отношении удаления информации о себе.
В заключениии эксперты Российской системы качества подчеркивают общий уверенный уровень функциональности и удобства пользования приложений ритейлеров, а в качестве рекомендаций советуют работать возможностями расширения выбора времени и географии доставки, так как это является одним из главных критериев пользовательского выбора сервиса.
Полный текст исследования доступен на официальном сайте «Роскачества».