Распространение коронавирусной инфекции, установление ограничений и запретов на осуществление деятельности, а в некоторых случаях предписание обязательного поведения по отношению к конкретным категориям граждан отразились на хозяйственной и коммерческой деятельности физических и юридических лиц: перестраивались бизнес-процессы, упразднялись привычные методы и схемы работы, появлялись и развивались новые направления коммерческой активности.
2020 г. привнес существенные изменения в традиционную и в ряде случаев размеренную жизнь людей, которая, как представляется, уже никогда не будет прежней. Многие из нас «вкусили» прелести дистанционной работы, проведения онлайн-обучения, встреч и даже высокоуровневых совещаний.
Так, незаметно для нас, наша жизнь все больше и больше «оцифровывается». Целый ряд аспектов повседневной действительности был переведен в мобильный и портативный формат, и в настоящее время уже многие из нас скорее воспользуются услугами интернет-магазина, нежели отправятся в обычный магазин. Следовательно, необходимость очного общения для решения тех или иных вопросов сократилась, т.е. люди стали все более социально дистанцироваться; у общества появились новые потребности, которые, с одной стороны, дали импульс для развития диджитал-направлений, а с другой стороны, привели в упадок (а в ряде случаев и к закрытию) целые компании или даже отрасли. Указанные перемены (перестроение сознания людей), безусловно, нашли свое отражение в хозяйственной жизни, а также на тенденциях развития законодательства, а также обсуждаемых законопроектах.
В рамках настоящей статьи хотелось бы обратить внимание на два проекта, которые находятся на обсуждении:
- Проект Федерального закона № 1138398-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров»;
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской федерации «О защите прав потребителей и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителя и унификации ответственности за нарушение прав потребителей)».
Примечательность и актуальность содержания указанных положений связана с цифровизацией отношений между розничными продавцами и потребителями. Выделим основные предлагаемые изменения:
1) Предлагается создать онлайн-сервис урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей, который будет базироваться на платформе Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Предполагается, что такой онлайн-сервис будет содержать в себе следующий функционал, который допустимо будет реализовать в онлайн формате (форме):
- Возможность направления потребителем претензии;
- Возможность получения потребителем официального ответа от продавца (изготовителя, импортера, агрегатора и т.д.);
- Возможность привлечения экспертом для разрешения спорных вопросов;
- Хранение информации и результатов рассмотрения претензии на онлайн-ресурсе;
- Возможность урегулирования возникших разногласий между потребителем и продавцом путем подписания мирового соглашения в цифровом формате.
Фактически это означает, что потребитель без несения дополнительных издержек (расходов на почтовую корреспонденцию) может предъявить претензию к продавцу, зарегистрированному на указанном ресурсе, в онлайн формате, за исключением случаев, если отношения между потребителем и коммерсантом складываются по поводу финансовых услуг (кредитов).
2) Предлагается дополнить Закон о защите прав потребителей положением о возможности отказать потребителю в требовании о взыскании потребительского штрафа (50% от суммы присужденной судом), в случае если будет доказано, что продавец не мог надлежащим образом исполнить требования потребителя вследствие непреодолимой силы либо по вине потребителя, в том числе вследствие не совершения потребителем действий, предусмотренных законом (например, вернуть товар, передать товар на экспертизу, предоставить реквизиты).
3) Предложено исключить возможность произвольного снижения судом неустойки (на основании ст. 333 ГК РФ), взыскиваемой потребителем с коммерсантов за нарушенные законных интересов последнего.
4) Предлагается прямо закрепляется право за лицом, обладающим статусом индивидуального предпринимателя, требовать защиты нарушенного права на основании специальных норм, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, в случае если им приобретается товар для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
5) Предложено установить повышенную меру ответственности за нарушение в течение шести и более месяцев отдельных прав потребителей в размере пятикратной цены товара.
6) Предлагается установить императивное правило о том, что гарантийный срок на товар не может составлять менее одного года.
Исходя из приведенных положений усматривается с одной стороны тенденция по усилению норм, связанных с защитой прав потребителей, а с другой – необходимо отметить, что законодатель подмечает слабость предпринимателей и тенденцию судебной практики, в связи с чем старается сохранить баланс интересов между участниками розничной торговли, путем закрепления императивного правила о возможности отказа в удовлетворении требований потребителя, в случае если последний злоупотребляет предоставленными ему правами.
Обновление.
26 мая 2021 года законопроект о введении онлайн-сервиса урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей принят в первом чтении.
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 1138398-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров».
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству является исполнителем по данному законопроекту. Он определяет техническое решение, условия, основные требования и порядок установления правил урегулирования претензий, предусмотренных законодательством в сфере защиты прав потребителей в отношении товаров (работ, услуг), приобретённых потребителем посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру, владельцу агрегатора). Также устанавливается перечень возможностей, которые должны быть обеспечены Единым порталом государственных и муниципальных услуг сторонам спора.
Обновление.