В России в ближайшее время начнется эксперимент по документарной прослеживаемости товаров. Как это будет выглядеть на практике, в своих выступлениях на различных площадках неоднократно разъясняли представители таможенной и налоговой служб.
Прежде всего, надо понимать, что в данном эксперименте речь идет исключительно о цифровой документарной прослеживаемости. Кратко его суть в следующем: в электронную форму декларации на товары вводится новое поле с идентификационным номером каждой товарной партии, данные из которого таможенными органами передаются в систему ФНС и затем сопровождают товар по всей цепочке до реализации конечному потребителю через контрольно-кассовую технику. По словам Татьяны Зыблевой, заместителя начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС, налогоплательщики будут подавать в ФНС в рамках отчетности налоговые декларации и сведения о товарах с указанием номера декларации и номера товара, что обеспечит прозрачность движения товаров на основе только тех сведений, которые содержатся в документах: декларациях на товары, налоговых декларациях и счетах-фактурах. Когда налоговая служба видит разрыв в этой цепочке, сразу возникает сигнал тревоги и решается вопрос о проведении налоговой или совместной с таможенной службой проверки, а ФТС в свою очередь эту информацию закладывает в систему управления рисками для дальнейшего использования.
Разумеется, наладить полноценный обмен данными между ФТС и ФНС не так просто, до сих пор далеко не все вопросы проработаны. Так,выступая на Гайдаровском форуме, Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы,отметил в качестве основной трудности тот факт, что бухгалтерский учет представляет собой контроль движения денег, в то время как таможенный контроль – это отслеживание и денежных средств, и товаров.
Александр Егоричев, начальник Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы, обозначил требующие решения проблемы более подробно. Главная из них связана с необходимостью единообразной каталогизации товаров – отсутствие в настоящее время единого справочника создает трудности для идентификации товаров. Вторая проблема заключается в том, что данные по финансовому учету не содержат детализации до конкретного кода товарной номенклатуры. Третья – различные способы подписания документов в электронном виде даже в пределах России. «А когда мы говорим о трансграничных сделках, прослеживаемость без нормального обмена документами с коллегами хотя бы по Союзу превращается в фикцию, – подчеркнул Александр Егоричев. – Например, использование в электронном виде самого распространенного налогового документа – счет-фактуры – сегодня составляет всего 7%». Следующий вызов направлен скорее в адрес бизнеса: по словам Александра Егоричева, в свое время внедрение ФНС системы АСК НДС-2 оказалось безболезненным для компаний исключительно потому, что не было придумано ничего нового – формы отчетности, которые ведутся бухгалтерами, просто перевели в электронный вид и научились их агрегировать и обрабатывать. А вот в рамках системы прослеживаемости придется создавать для бухгалтеров новые форматы, не предусмотренные существующими технологическими производственными процессами.
Еще одна серьезная задача – обеспечить, чтобы все разрабатываемые сегодня цифровые платформы базировались на единых принципах ведения бухгалтерского и складского учета, и ни в коем случае нельзя допускать «перекрещивания», то есть когда в отношении одного и того же товара или группы товаров один и тот же налогоплательщик обслуживает сразу несколько систем контроля (ведь сегодня помимо документарной прослеживаемости запущены или готовятся к запуску пилотные проекты по маркированию различных товаров, кроме того, действуют ЕГАИС, система ветеринарного контроля «Меркурий» и т.п.). Наконец, любая цифровая система подразумевает обработку очень большого массива информации, чего невозможно достичь без роботизирования и применения риск-ориентированного подхода. Больше того, отсутствие последнего элемента, то есть непонимание, что представляет собой риск и в какой момент на него надо реагировать, непременно приведет к дополнительной нагрузке на бизнес, чего желательно было бы избежать. Впрочем, Руслан Давыдов рекомендует бизнесу относится к этому как к обычной инвестиции – «сначала ты вкладываешь средства в какой-то проект, а потом он начинает приносить тебе дивиденды». В любом случае по этому пути идет весь мир, утверждает Руслан Давыдов: «Организация системы прослеживаемости товаров стала общемировой тенденцией: за последние 10 лет все развитые страны перешли на использование документов в электронном виде, поэтому, когда бизнес говорят о сопутствующих внедрению системы прослеживаемости трудностях, издержках и т.д., надо понимать, что это неизбежность».
Первый этап обкатки системы документарной прослеживаемости предполагается провести в течение этого года: 1 декабря ФНС совместно с ФТС предписано представить в Министерство финансов отчет с оценкой результатов эксперимента, а Минфин в свою очередь до 31 декабря должен подготовить доклад правительству. В полноценном же виде систему прослеживаемости товаров в РФ предполагается создать к 2024 году, а в перспективе она должна стать национальным сегментом механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза.
Работа по созданию системы цифровой прослеживаемости товаров ведется на площадке Евразийской экономической комиссии с 2014 года. В прошлом году в рамках этого направления Комиссией было запущено три проекта:
-
создание интегрированной информационной системы прослеживаемости товаров в рамках Союза;
-
проработка инициативы о внедрении электронных сопроводительных документов и их взаимном признании на территории ЕАЭС;
-
подготовка концепции единого каталога товаров и услуг, который должен обеспечить реализацию первых двух проектов.
Главное препятствие для реализации этих масштабных планов очевидно:в странах Союза сегодня уже действуют около 20 систем прослеживаемости и все они построены на разных технологических основаниях, в разной логике процессов. В сложившихся условиях для этого нужен технологический прорыв, осуществить который не под силу экономистам или политикам. Вся надежда на специалистов в области информационных технологий: возможно, им удастся найти решение по приведению пестроты всех созданных цифровых платформ к единому знаменателю, что действительно позволит на практике осуществлять полноценный сквозной контроль за товарными рынками в рамках всего Союза.