Цифровая трансформация в розничной торговле неизбежно становится все более приоритетной, перестраивая не только облик магазинов, но и процессы, принципы организации бизнеса, меняя традиционные модели взаимодействия с клиентами и многое другое.
Стремление трансформироваться из розничной в IT-компанию может стать одним из главных трендов 2024 года. Но для этого ритейлу необходимо использовать эффективные IT-инструменты, которые смогли бы обеспечивать поддержку и дальнейшее развитие бизнеса, отвечать текущим вызовам, защищать и предотвращать сбои ПО и оборудования, а также эффективно противостоять постоянным угрозам информационной безопасности.
Как оптимизировать бизнес-процессы в условиях санкций и продолжающегося импорто- и вендорозамещения, дефицита персонала и атак на IT-инфраструктуру, на что нужно обратить особое внимание менеджменту торговых сетей, b2b-медиаресурсу «Точка продаж» рассказал Александр Беляков, генеральный директор компании-разработчика программного обеспечения «Ритейл Софт», генерального партнера ГК «Сервис Плюс».
Трендом ближайших лет останется переход ритейла на отечественный софт, потенциал которого активно наращивают IT-специалисты. Главными задачами для розничного бизнеса сегодня является обеспечение непрерывности бизнес-операций, тестирования новых форматов, а также поддержка работоспособности имеющихся IT-систем.
Чтобы решать все актуальные задачи, поддерживать и даже повышать конкурентоспособность, российским ритейлерам необходимо внедрять передовое ПО.
Актуальные критерии выбора ПО
Ужесточившаяся конкуренция и растущие цены на интеграцию и владение ПО в ритейле требуют более строгого отбора систем автоматизации, поскольку бизнесу необходимо не только справляться с вызовами дня сегодняшнего, но и планировать многое на перспективу.
К примеру, в ситуации, когда происходит консолидация, а также рост торговой сети за счет открытия новых магазинов, или ритейл наращивает онлайн-продажи, бизнесу важно понимать— как система сможет справляться с возросшей нагрузкой и позволит ли эффективно масштабировать бизнес, попробовать разные форматы или гибко решать задачи бизнес-заказчиков.
По мнению Сергея Леонова, CEO/CPO и члена Cовета директоров объединения «Альянс Региональных Ритейлеров», сегодня в розничной торговле одним из ключевых технологических трендов является централизация ИТ-ландшафта, которая влечет за собой не только удешевление инфраструктуры, но и отвечает современным требованиям безопасности и устойчивости.
В настоящем, если выбранное решение не умеет работать централизованно, или поставщики решения (ИТ-интегратор, ИТ-поставщик) настаивают на децентрализации, это должно послужить сигналом к серьезному анализу — а верно ли вы выбираете решение. Правильный выбор подразумевает, что в торговой точке не следует размещать баз данных и сложных программных решений и оборудования.
В текущих реалиях ключевыми критериями современности программного обеспечения являются:
- Централизация и облачные технологии. Мировой тренд требует централизованных подходов к современной цифровой бизнес-инфраструктуре. Наличие единого центра контроля и единой точки отказа тормозят бизнес-процессы. Облачные решения обеспечивают удешевление инфраструктуры и гибкость.
- Микросервисность архитектуры. Каждый из независимых друг от друга модулей отвечает за определенную задачу и может быть либо расширен, либо изменен независимо от других. При этом модули взаимодействуют между собой. В этом главное отличие от уходящих монолитных решений: важна и доступна возможность изменения архитектуры. А чем гибче изначально архитектура системы, тем быстрее и удобнее можно внести изменения в существующий функционал.
- Минимизация показателя time-to-market. Это гарантирует максимально быстрое внедрение, доработку и обновление ПО от решения до реализации и на этапах функционирования и развития.
- Использование кластерного алгоритма, который обеспечивает автоматическое распределение нагрузки на систему и защиту от сбоев.
- Применение модульного принципа в основе архитектуры ПО: можно собрать любую нужную конфигурацию для каждой торговой точки, где каждый модуль будет отвечать за свою часть работы. Например, добавить модуль для работы с онлайн-кассой, алкоголем или для подготовки отчётности в систему «Честный знак».
- Наличие системы мониторинга. Важно осуществлять непрерывный контроль оборудования, т.е. в любой момент иметь информацию о том, всё ли в порядке с оборудованием, как оно функционирует, какие операции выполняются и нужно ли вмешательство человека.
- Гибкость IT-архитектуры. Возможность одновременно и стабильно работать с кассами, на которых установлены разные версии ПО, что позволит обновлять программы и модули на рабочих местах независимо друг от друга.
- Использование решений на ИИ. Автоматическое видео-распознавание товаров, антифрод-системы, управление складскими запасами, персонализация предложений для покупателей.
- Масштабируемость. ПО должно справляться с увеличением количества торговых точек и нагрузки. При выборе ПО следует оценить масштаб бизнеса и перспективы развития: количество магазинов, требования к автономности, степень централизации управления, управление лояльностью, digital signage.
- Отсутствие вендорлока. Нельзя быть привязанным к одному поставщику. Свобода выбора обусловлена необходимостью интеграции новых решений в существующую систему. При работе только с одним поставщиком ритейлер может столкнуться с проблемой дальнейшей модернизации оборудования просто в силу ограниченного выбора решений.
- Скорость восстановления. Архитектура микросервисов, по сравнению с монолитными решениями, позволяет в разы быстрее восстановить IT-систему. Быстрое восстановление инфраструктуры критически важно для минимизации потерь при атаках (нарушении работоспособности).
- Устойчивость и безопасность. Необходимость защиты от DDoS-атак и других угроз привела к балансу интегрируемых и облачных решений, которые изначально настраиваются на работу в условиях массированных атак со стороны возможных источников. Правильное ПО на основе микросервисов, несмотря на то, что организация защиты там сложнее, чем монолитных приложений, обеспечивает лучшую безопасность в целом.
- Особое внимание к деталям. Когда в программный продукт уже заботливо добавлен полезный функционал, который помогает удобнее и быстрее решать рутинные ежедневные задачи, это сильно экономит время и силы персонала и руководителей и деньги бизнеса:
- это и интерфейс для ввода суммы по номиналу купюр или без сдачи,
- возможность проверки алкогольной, табачной и прочей маркированной продукции как в момент добавления товаров в чек, так и перед оплатой чека,
- гарантированно валидный возврат маркированных товаров,
- легкий подсчет товаров с уценкой,
- удобство при оформлении чека на КСО и киосках,
- специальный сервис для устранения необходимости полностью перезагружать touch-кассу, КСО или киоск всякий раз, когда нужно сменить отображаемые в пик-листах картинки.
- Многофункциональность. Это касается и поддержки разных вариантов интеграций с внешними товаро-учетными системами, программами лояльности, платежными системами и т.д., и поддержки работы с широким рядом различного оборудования (клавиатурные и сенсорные решения, кассы и КСО).
Оптимальным вариантом централизации для розничных компаний является внедрение облачных технологий. На сегодняшний день облачная технология, при которой у масштабирования нет верхнего предела, при том, что она дает серьезную экономию, является оптимальной для использования в IT-инфраструктуре розничной компании.
Облачные технологии, конечно, не могут защитить от выхода из строя IT-инфраструктуры или кражи данных, а также зависимости от вендоров. Но это тип технологий, имеющий неоспоримые преимущества перед другими. А именно — они позволяют получать не только постоянно улучшаемый продукт, но экономить на функционировании конкретного решения.
Решения в условиях кадрового дефицита
В условиях критической нехватки персонала ритейлерам приходится решать сразу несколько задач — обеспечивать бесперебойность процессов и удерживать персонал в ситуации текучести и нехватки сотрудников.
Ответом на оба вызова может стать автоматизация наиболее критичных для бизнеса-процессов. Среди которых, не буду оригинальным:
- кассы самообслуживания,
- видеоаналитика на кассах, в торговом зале и в зоне КСО,
- электронные ценники,
- автоматизация товародвижения,
- мобильные приложения.
Внедрение касс самообслуживания (КСО) помогает разгрузить поток покупателей и сократить очереди, увеличив пропускную способность кассовой линии, а также высвободить сотрудников для работы в торговом зале. Это позволяет персоналу торговой точки сосредоточиться на других важных задачах: помощь покупателям, размещение товара на полках, поддержка порядка в магазине. КСО могут снижают нагрузку на кассиров более чем на 10% за счет дополнительной точки расчета.
Внедрение систем видео-распознавания продуктов и других товаров позволит даже новому сотруднику работать на уровне опытного кассира, а также поможет сократить пересорт на кассе на 98%.
Все это вкупе с алгоритмом защиты от ошибок сильно сокращает стресс и усталость сотрудника, а также время обучения и необходимость частой смены, а на КСО приводит еще и к уменьшению частоты вызовов сотрудников.
Решения для защиты от угроз
Учащающиеся инциденты, связанные с атаками, несанкционированными проникновениями и нарушением функциональности IT-систем ритейлеров и логистических компаний наглядно подтверждают — угрозы в сфере информационных технологий только наращиваются.
Как показывают опросы ритейлеров, менее 10% компаний имеет возможность быстро восстанавливать атакованную IT-инфраструктуру. Потерянное таким образом время это не только немалый репутационный ущерб, но и, конечно, экономические потери.
Важно помнить — зачастую эффективная защита от угроз связана прежде всего с превентивными действиями. В частности, соблюдением мер предосторожности и обязательной установкой современного ПО, как защищающих от значительного списка атак и угроз, так и помогающих максимально быстро восстановить работу всех бизнес-процессов.
«Выбор технологического партнера, наряду с правильной информационной системой с грамотно выстроенными бизнес-процессами и архитектурой, позволяет не только грамотно отражать угрозы информационной безопасности, но и сохранить необходимую функциональность работы предприятия, придя к эффективному компромиссу», — отмечает Сергей Леонов, CEO/CPO «Альянса Региональных Ритейлеров».
Типичные просчеты, ведущие к потерям в бизнесе
Если IT-директора до сих пор работают на старых решениях, если в магазинах по прежнему используются тяжеловесные сервера, если на этих серверах все также используются базы данных, операционная система Windows, а также монолитные решения — стоит всерьез задуматься — сколько времени еще протянет такая система, можно ли её вообще будет восстановить, если что-то произойдет, не говоря уже ни о поддержании минимального уровня безопасности, ни о каком-то ее развитии.
К примеру, если в трехуровневую архитектуру ПО на Windows попадает вирус-шифровальщик, то выездная бригада будет вынуждена ездить по каждому магазину для восстановления работоспособности. А магазины в это время будут с пустыми полками, потому что от кассовых серверов не будут приходить результаты продаж в бэкофис, соотвественно не будут видны остатки в магазине и нельзя будет сформировать заказ товара для пополнения.
Если систему атаковали и нарушили работоспособность, но, предположим, ее функционал удалось восстановить в течение пяти минут — это очень хороший результат. С точки зрения злоумышленников она, возможно, пострадала, но с точки зрения устойчивости архитектуры, работы бизнеса, атака не нарушила работу компании.
Если устранение последствий атаки занимает дни, а то и недели — нужно задуматься, а почему это происходит. Не потому ли, что нарушены принципы, о которых говорится в этой статье: масштабируемость бизнеса, адаптируемость решения, исходя из задач компании, а также внешних угроз.
Если это так — самое время принимать решение об изменении в архитектуре вашей IT- среды.
Минимизация расходов на ПО (для малого бизнеса)
Наиболее оптимальным решением становится внедрение облачных технологий и отказ от продажи разовых лицензий с переходом на подписку. Этот тренд набирает обороты.
Даже существующие угрозы DDoS-атак на «облака» не являются препятствием для все большего проникновения облачных технологий. Они помогают быстро адаптировать IT-инфраструктуру к любым условиям, а за счет более широкого перечня сервисов в подписке и их выбора, в конечном счете позволяют ритейлу экономить.
Ритейлер, получая решения в рамках подписки, может рассчитывать на кардинально разные продукты по сравнению с условиями лицензионного соглашения. Преимущество подписки еще и в том, что этот формат предполагает постоянное улучшение продукта разработчиком, тогда как лицензия такую возможность не предусматривает.
В заключении
Для любого бизнеса, независимо от масштаба, участие в цифровой революции – это на сегодняшний день уже не просто возможность, а необходимость.
Все больше и больше это решения связаны с искусственным интеллектом. А экономика продуктов в области ИИ во многом успешна только благодаря облачным технологиям. Они позволяют обеспечивать очень большие вычислительные мощности и осуществлять сервис сотрудников. Вендоры ИТ-решений постоянно работают над улучшением решений в области ИИ.
Однако, внедрение новых ИТ-систем не всегда гарантирует положительный результат. Даже проверенные решения могут привести к значительным финансовым потерям, если не учесть множество нюансов и не провести качественные исследования и подготовку.