Председатель Совета Оренбургского облпотребсоюза Лариса Кузьмина рассказала b2b-медиаресурсу «Точка продаж» о том, с какими сложностями в работе сталкиваются потребительские общества региона и в чем она видит точки роста для потребкооперации Оренбуржья.
– Лариса Ильдусовна, какие основные вызовы стоят сегодня перед предприятиями Оренбургского облпотребсоюза, и какие Вы видите пути для их преодоления?
– Один из самых серьезных вызовов, который стоит перед потребительскими обществами нашего региона – это кадровый голод. На селе работать некому совсем. Сегодня это большая проблема для всей системы потребительской кооперации России, да я бы сказала и в целом для страны. Молодежь уезжает, закрываются детские сады и школы, сворачивается инфраструктура, деревня умирает.
Цифры, которые приводят специалисты, шокируют – за последние двадцать лет с лица земли исчезли 34 тысячи российских деревень. Потребкооперация, как структура, осуществляющая свою деятельность в сельской местности, находится в эпицентре этого процесса. Такую печальную статистику может привести любой из наших руководителей, особенно если учитывать, что мы обслуживаем людей в малонаселенных, удаленных и труднодоступных территориях.
Отсюда вытекает еще одна актуальная для Союза потребительских обществ Оренбургской области проблема – сильный износ автопарка. Сельские дороги за несколько лет буквально «убивают» наши автолавки, а на обновление автомобильной базы сегодня требуются немалые средства. Ранее в рамках трехстороннего соглашения между Центросоюзом РФ, Правительством Оренбургской области и Оренбургским облпотребсоюзом действовала региональная программа по субсидированию на приобретение автотранспорта и мы уже неоднократно поднимали вопрос об ее возобновлении. Причем не с софинансированием как было 40 на 60%, а в равных долях.
На сегодняшний день у нас есть потребность в 18 автомобилях на сумму 56 миллионов рублей, если бы Правительство заложило на эти цели половину от требуемой суммы – 28 миллионов рублей, проблема не стояла бы так остро. Программа так и называется «Развитие торговли на селе», в частности по доставке товаров в труднодоступные, малонаселенные и удаленные территории. У нас на обслуживании 176 населенных пунктов, где мы практически одни. Причем мы специально провели анализ – в большинстве этих сел у нас даже нет пайщиков, т.е. мы работаем ради сельского жителя. Поэтому хотелось бы, чтобы и на наши нужды обратили внимание.
– Что бы Вы назвали трендами потребительской кооперации вашего региона?
– Я бы назвала одним из главных трендов, который считаю основополагающим – выпуск нашими предприятиями продукции высокого качества. Этого принципа потребкооперация региона придерживалась всегда и в настоящее время такой подход к делу, учитывая существующую конкуренцию актуален как никогда. За долгие годы добросовестной работы кооператоры завоевали доверие у потребителя, что позволяет нам сейчас быть не только конкурентоспособными, но и расширять рынки сбыта. И кооперативные организации Оренбургской области прилагают все усилия, чтобы держать эту высокую планку и дальше.
– Если говорить о перспективах ближайшего времени, то в чем на ваш взгляд они состоят для потребкооперации Оренбуржья?
– Для каждого из наших потребительских обществ есть свои перспективы развития, и руководители сами определяют, в зависимости от тех условий, в которых они ведут свою деятельность, где точки роста именно для их предприятия. Оренбургская область очень большая, поэтому всё индивидуально.
Если говорить про общие тенденции и направления, которые сейчас активно развиваются в стране это конечно туристическая сфера, где для кооператоров есть очень много вариантов приложения сил. Если кто-то еще присматривается и раздумывает, то потребительский кооператив «Оренбургские пуховницы» наглядно показал, как нужно действовать. Чуть больше года назад они создали на базе своего предприятия небольшую экоферму для того, чтобы знакомить туристов с волшебством создания настоящего оренбургского пухового платка. Затем выиграли гранд «Агротуризм», вошли в региональную программу развития промышленного туризма. Новый импульс развитию проекта дала победа в конкурсе организованном Агентством стратегических инициатив при поддержке Минпромторга РФ, после чего региональный бренд был включен в «Туристические маршруты России».
Всего за год от масштабов своего предприятия кооператоры смогли развернуться до всероссийского уровня. В настоящий момент на завершающем этапе находится строительство большого гостевого дома, который позволит принимать до ста туристов одновременно.
Создание оптовых продовольственных рынков (ОПР) также сейчас в центре внимания кооперативного сообщества. Дмитрий Львович Зубов, Председатель совета Центросоюза РФ, подчеркивает, что реализация концепции создания ОПР позволит обратить внимание власти к системе потребительской кооперации.
В настоящее время в Башкортостане идет реализация проекта по строительству первого в РФ оптового продуктового рынка, для этого недалеко от Уфы выделен земельный участок 200 га. По оценкам специалистов общий объем инвестиций по созданию современного, многофункционального технологичного комплекса составит 25 млрд. рублей. Центросоюз РФ является партнером в исполнении поставленной задачи.
Этот оптовый продовольственный рынок должен способствовать налаживанию поставок в крупные торговые сети продукции малого и среднего бизнеса, а также предприятий потребкооперации, в том числе и потребительских обществ Оренбургского облпотребсоюза. В первую очередь я имею в виду Саракташский консервный завод, у которого есть большой потенциал по увеличению объемов выпускаемой продукции. Движение вперед, увеличение прибыли напрямую зависят от расширения рынков сбыта, в том числе и выхода на торговые площадки за пределами области, что актуально для всех наших предприятий.