В преддверии сентябрьского Международного форума потребительской кооперации предлагаем обзор тенденций развития Центросоюза РФ.
В большинстве европейских стран торговые кооперативы занимают лидирующие места на рынках, являясь опорой государственной экономики и социальной политики. В России в 90х годах прошлого века потребительская кооперация являлась опорой развития малых городов и сел, насчитывая 4,4 тыс. обществ, 14,6 млн пайщиков, обслуживая 55 млн человек, из них более 89% – сельских жителей. Сейчас в Центросоюз входит 1,5 млн пайщиков, 2,3 тыс. потребительских обществ. Но есть и позитивные перемены.
Бонусы и преференции
Оттепель пришла в розничную торговлю. Предприятия организаций потребительской кооперации в 2018 году реализовали товары на сумму более 128 млрд рублей. Другое дело, что рентабельность этой торговли – нулевая, а в малонаселенных пунктах и вовсе плановоубыточная. Ведь продажи шли в порядка 30 тыс. магазинов, из которых 80% находятся в сельской местности, то есть среди населения с низким уровнем дохода. Там, где, по оценкам экономистов, торговля рентабельной не будет никогда и где ни один ритейлер не станет открывать магазины. Организации Центросоюза продавали на селе прежде всего продовольственные товары первой необходимости: хлеб, растительное масло, соль, сахар, чай. Причем торговля велась по социально установленным ценам. В итоге сумма годовых убытков в разных регионах составила от 5 до 30 млн рублей.
Некоторые изменения произошли в маркетинге. По данным Центросоюза, кооператоры обратили внимание на упаковку продукции, улучшение товарного вида, задумались о единой системе закупок и автоматизации торговли. Сейчас организация активно продвигает в регионы систему централизованного управления торговли, включающую практики в области категорийного менеджмента, маркетинга, управления закупками, бизнеспроцессами и стандартами обслуживания.
В Цивильском райпо Чувашии в конце апреля стартовал федеральный проект по внедрению кооперативного цифрового сервиса Coop Pay. Платежная система обеспечивает проведение финансовых транзакций без выплат комиссии Visa и Master Card за осуществление траншей. «Coop Pay поможет организациям потребкооперации оптимизировать расходы, связанные с безналичными платежами, – говорит заместитель директора Центра развития цифровых сервисов и социальных программ Центросоюза РФ Дмитрий Шабалдин. – Покупатели, оплачивающие покупку с помощью QRкода, получат бонусы и преференции, будет разработана программа лояльности. Ставка по торговому эквайрингу в рамках пилота составляет 1%, что более чем конкурентоспособно, поскольку средняя ставка по стране равна 1,8%. Использовать Coop Pay выгодно и юридическим, и физическим лицам».
Внимание к глубинке
Модернизация произошла и в проекте автолавок – специализированных автомобилей, оборудованных всем необходимым для торговли, вплоть до банкоматов и биотуалетов. «Потребкооперация, в отличие от сетевой торговли, работает в небольших и отдаленных населенных пунктах, – говорит о важности проекта председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов. – Жители отдаленных населенных пунктов не представляют уже своей жизни без автоторговли, поэтому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы этот вид деятельности на селе угасал. Об эффективности этого вида торговли говорят цифры: 42 автомагазина Татпотребсоюза обслуживают 507 населенных пунктов республики, а 36 машин Калужского облпотребсоюза – более 500. Центросоюз подписал соглашения с автомобильными заводами ГАЗ и УАЗ на закупку автомобилей для мобильной выездной торговли на условиях специальных цен. Региональные потребительские союзы при поддержке органов власти могут приобрести эти автомобили на выгодных условиях».
В начале 2019 года в системе потребительской кооперации работало 600 автомагазинов и специализированных торговых прицепов в 36 регионах России. Этого недостаточно. По информации Центросоюза, потребность в автолавках составит 1500 штук до 2022 года. Сейчас разработана многоуровневая финансовая модель по приобретению транспорта, включающая скидки от производителей (ГАЗ, УАЗ, АвтоВАЗ). Достигнуты специальные условия кредитования от АО «Сбербанклизинг», которые предусматривают преференции для потребительской кооперации. В 2018 году семь кооперативных организаций уже заключили договоры с АО «Сбербанклизинг» на общую сумму 7,7 млн рублей. Лизингополучателями стали Кетченеровское райпо Калмыкии, Каргопольское райпо Архангельской области, Канашское и Батыревское райпо Чувашии, Веневское райпо Тульской области и другие кооперативные организации. В ряде регионов действуют программы возмещения транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные пункты или отдаленные села и деревни (Архангельск, Ярославль, Псков, Карелия, Кемерово, Ленинградская область, Оренбург, Татарстан, Ульяновск).
Появился новый формат развития обслуживания сельского населения – «мультисервисный офис» – предоставление мобильного торгового, банковского, медицинского обслуживания, доставка интернетзаказов в отдаленные села и малонаселенные деревни. Это совместный проект ПАО «Сбербанк России» и Центросоюза России. На базе «мультисервисного офиса» может быть организован мобильный пункт приема сельскохозяйственной продукции. Он реализуется в Ульяновской и Калужской областях: три автомобиля ездят по 13 маршрутам, обслуживая 36 населенных пунктов.
Миллиарды для села
Дополнительным импульсом развития потребительской кооперации могут быть меры Правительства РФ по устойчивому развитию сельских территорий, которые озвучил 13 марта Алексей Гордеев, заместитель председателя правительства, на заседании Совета Федерации. Он сообщил, что в текущем году общий объем финансирования сел составит 25,4 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – более 17 млрд рублей. По поручению Президента РФ правительство разрабатывает госпрограмму комплексного развития сельских поселений. Она будет утверждена 1 июня 2019 года. «Сроки достаточно сжатые, – подчеркнул Гордеев, – тем не менее необходимо, чтобы новая госпрограмма заработала с 1 января 2020 года». В нее войдут строительство и реконструкция автодорог к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов и к объектам производства и переработки сельхозпродукции; социальное развитие села, в том числе учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта в сельской местности; обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих на селе; создание современных сельских поселений. «Важнейшим должен стать комплекс мер по диверсификации сельской экономики, – заявил зампред, – включая предоставление малому бизнесу субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности (переработка сельскохозяйственной продукции, аграрный и сельский туризм, сбор и переработка дикоросов, альтернативная энергетика и другое). Необходимо стимулирование экономически активных людей, и прежде всего сельской молодежи».
Шесть рублей против одного
Представить, как работает потребительская кооперация, можно на примере работы Калужского облпотребсоюза.
Основными мерами поддержки потребительской кооперации в области стали разработка и реализация двух пятилетних целевых программ. Так, с 2008 по 2012 год областной бюджет на них затратил 53,4 млн рублей, а потребкооперация – 360 млн рублей. То есть на один рубль бюджетных средств вложено 6,5 рубля собственных. По итогам выполнения программы совокупный объем деятельности потребительской кооперации Калужской области вырос в 1,8 раза, объем заготовительной деятельности – в 2,9, розничный товарооборот – в 1,8, производство продукции – в 1,5, оказание бытовых услуг – в 1,4 раза. Создано 300 новых рабочих мест, выплачено населению за сданную сельскохозяйственную продукцию 1,03 млрд рублей.
Схема финансирования второй пятилетки иная: 70% – бюджет области, 30% – потребительских обществ. По новой программе, на 2018–2020 годы потребительской кооперации в виде субсидий будет оказана финансовая поддержка в сумме 75 млн рублей. Акцент – на модернизацию инфраструктуры заготовок и хранения сельхозпродукции, развитие производственной, перерабатывающей и сбытовой деятельности.
В начале 2018 года Центросоюз РФ, правительство Калужской области и облпотребсоюз заключили тройственное Соглашение о взаимодействии. Его главной целью является максимальное использование потенциала потребительской кооперации для развития сельских территорий и повышения качества жизни жителей.
О форуме
Символично, что именно в Калужской области на территории культурнообразовательного центра «Этномир» 19–22 сентября 2019 года пройдет Международный форум потребительской кооперации. В мероприятиях примут участие более 3 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, государственной власти и системы потребительской кооперации из более 60 стран мира. На мастерклассах, круглых столах и конференциях обсудят важнейшие проблемы кооперативной деятельности, в том числе в области хлебопечения – она станет центральной темой мероприятия.
Цель, которую ставят перед собой кооператоры, – объединяться, разрабатывать идеи, показывать возможности, искать новых партнеров, привлекать в кооперацию молодежь и всех тех, кто заинтересован в развитии сел и деревень в России. «Нам необходим форум, чтобы о потребкооперации узнало как можно большее количество людей, – сказал Дмитрий Зубов. – Мы очень хотим, чтобы люди научились работать, создавать рабочие места, зарабатывать деньги и нести традиции кооперации».
-
Услугами кооперативных организаций пользуется половина населения планеты.
-
На кооперативных предприятиях в мире работает более 250 млн человек.
-
300 крупнейших кооперативов мира получают ежегодный доход более $1,6 трлн.
-
Объем продаж кооперативов США превышает $650 млрд, а Франции – €280 млрд.
-
В Японии в кооперативы входят более 90% всех фермеров.
-
В Канаде 40% населения являются членами минимум одного кооператива.
-
Сельскохозяйственные кооперативы Франции имеют вторую крупнейшую в мире систему банковских и кредитных учреждений – Credit Agricole.
Центросоюз Российской Федерации с 1898 года является высшим координирующим органом потребительской кооперации России. В его составе – 1,5 млн пайщиков, 2300 потребительских обществ из 71 региона. В систему Центросоюза входят 4 тыс. цехов по производству продукции, 33 тыс. розничных торговых предприятий, 4 тыс. предприятий общественного питания, 9 тыс. приемнозаготовительных пунктов. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89 тыс. населенных пунктов по всей стране.
Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года