Аналитики облачный сервиса автоматического мониторинга цен в офлайн- и онлайн-маркетах России PromoData исследовали сформированную выборку: 1,52 млн цен в 121 торговой точке 23 ретейлеров Москвы и сравнили цены на пересекающийся ассортимент.
В аналитике сравниваются цены на товары, которые пересекаются как минимум у двух ретейлеров. У каждого товара рассчитывается медианная цена рынка.
Ключевые тезисы рейтинга FMCG-сетей по уровню цен периода 2023-2024:
✅ Лидеры. Первые шесть строк ожидаемо занимают дискаунтеры.
- «Чижик» бескомпромиссно держит первое место. У него весь пересекающийся с конкурентами ассортимент дешевле рынка.
- «Красное и белое» за год стало ещё жёстче и увеличило «зелёную» долю с 87 до 92%.
- Smart — дебютант рейтинга, дискаунтер от Spar. Если он сможет настроить те 2% цен, которые попадают в «красную» зону, то поборется с «КиБ» за второе место.
✅ «Лента» — главный ценовой эксперимент года. За прошедший год ретейлер кардинально изменил свою ценовую стратегию, увеличив «зелёную» долю с 48 до 67% и сократив «красную» с 21 до 9%. Согласно своему стратегическому апдейту развития до 2025 года, где одним из ключевых тезисов стала задача увеличения доли EDPP (Every Day Promo Price), ритейлер поддерживает более 70% ассортимента в статусе «промо», при этом промо на товар может длиться дольше года.
✅ Кто подорожал больше других. Эти ретейлеры за год существенно нарастили «красную» долю с высокими ценами:
- Metro C&C — с 14 до 21% (+7),
- «Ароматный мир» — с 4 до 12% (+8),
- «Перекрёсток» — с 33 до 42% (+9),
- «Твой дом» нарастил «красную» зону с 19 до 27% (+8). Год назад же «Твой дом» торговал по ценам дешевле «Магнита», «Ленты» и «Ашана», а сейчас вернулся к своему привычному позиционированию.
✅ Самый дорогой. Нижняя строчка в рейтинге получает WineStyle. У него 58% пересекающегося ассортимента стоит дороже рынка.
Ценовые модели High-Low, EDLP и EDPP, используемые ритейлерами, при правильном применении дают синергетический эффект повышения эффективности и маржинальности бизнеса, а также нужного ценового восприятия, что является одним из ключевых стратегий управления удовлетворённости покупателя.
Управление закупками. Также эксперты отмечают неочевидные, но полезные для эффективности работы отдела закупок торговой сети: регулярное отслеживание коммерческим директором динамики показателя «Среднее отклонение», который показывает насколько цены ретейлера отличаются от медианы рынка, может помочь объективно оценивать работу байеров и контролировать их результативность. Этот показатель можно анализировать как по всему ассортименту, так и по отдельным товарным группам и категориям.
Где посмотреть подробнее? Актуальные цены 60+ ретейлеров загружены и отображаются на дашборде app.pricetuner.ru. Здесь можно увидеть разбег цен по товарным категориям и SKU.
Инструмент доступен всем участникам рынка бесплатно. Публикация носит справочно-информационный характер.