Инвентаризация остается одним из условий успешной и продуктивной работы. Сегодня мы рассмотрим опыт одного из ведущих российских ритейлеров – «Ашана».
В «Ашане» был случай налоговых начислений после того, как налоговый инспектор при выездной проверке сверил их излишки с отчетом о доходах торговой сети. «Тогда я поняла, что акт инвентаризации – это не только формальная процедура, и нужна она не только магазинам и директорам, но и налоговикам. Поэтому к ней нужно подходить серьезно», – говорит Ольга Гайворонская, руководитель по налогообложению «Ашан Ритейл».
Возможно, в силу специфики и объема товара «Ашан» отличает то, что готовиться к инвентаризации там начинают за два месяца, а также то, что весь процесс сопровождается огромным количеством всевозможных инструкций, актов, отчетов и иного, где детально расписана зона ответственности и роль каждого сотрудника, порядок действий в том или ином случае. «Время от времени сотрудники изза сокращения штата пытаются поднимать вопрос о сокращении документооборота. Да и сами налоговые органы впечатлены количеством и объемом подтверждающих документов, которые мы предоставляем при проверке», – делится Ольга.
Обычно инвентаризация проводится 2–3 раза в год и длится 3–4 ночи, а днем магазин работает в прежнем режиме. За ночь инвентаризационная комиссия проходит несколько секторов, и если большого расхождения в отчете о движении товарноматериальных ценностей и расходноприходных документах нет, то считается, что сектор проверку прошел, а следом и весь магазин. Особое внимание уделяется документальному оформлению итогов инвентаризационной проверки, ведь от этих документов будут отталкиваться бухгалтерия и налоговая проверка при отражении результатов. Как известно, по результатам проверки можно выявить недостачу, излишки, пересортицу и прочее. Основной документ здесь Акт внутреннего расследования, в котором стараются прописать максимально все детали: насколько система контроля была четкой, как работала служба ОПВС (отдел предотвращения внештатных ситуаций) по выявлению хищений, какие хищения/потери были выявлены, как это все было разработано и так далее.
При обнаружении недостачи в «Ашане» есть несколько сценариев развития событий. Если она в пределах нормы, то ее включают в расходы, если есть материально ответственное лицо, то оно возмещает убытки, если есть документы уполномоченного органа, которые подтверждают отсутствие лиц, или иные документы, объясняющие правомерность расхода, позволяющие эти недостачи в налоговом учете отразить. Вопрос о необходимости восстановления НДС при обнаружении недостачи является спорным и пока остается на усмотрение организации. Чаще всего организации, включая «Ашан», в налоговом учете НДС не восстанавливают.
Выявленные излишки в соответствии с нормами налогового кодекса должны приходоваться по рыночной стоимости на дату акта проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на инвентаризационный доход налогоплательщика. При этом стоимость излишков не облагается НДС, а рыночная цена может отличаться от закупочной. Налоговики внимательно смотрят результаты инвентаризации и сравнивают излишки с данными в налоговой отчетности, просят показать в регистре, где и на какую сумму они были отражены.
При обнаружении потерь в «Ашане» создается комиссия по порче и списанию, которая при проверке опирается на специальную ведомость причин для списания. Комиссия составляет необходимые документы, акты, ведомости по истечении срока годности, а сами товары принимаются в расходы.
В процессе инвентаризации также выявляется пересортица товара, которой обычно бывает много и показатели по ней рознятся довольно широко. Здесь позиция «Ашана» идет вразрез с позицией Минфина, в котором считают, что зачет пересортицы в налоговом учете не допускается.
В конце хотелось бы отметить, что споры с финансовыми и налоговыми органами действительно порождают большое количество подтверждающих документов. Но пренебрегать качественной проверкой своей коммерческой деятельности не стоит, так как инвентаризация является важной составляющей конкурентного преимущества и «прозрачности» бизнеса.
Статья опубликована в 119 номере журнала "Точка продаж" за январь февраль 2019 года