Ожидается, что к 2027 году объем мировой индустрии торговых автоматов достигнет $146 млрд. А исследование североамериканской IT-компании SOTI показало, что в мире 91% потребителей использовали те или иные технологии самообслуживания в магазинах и общепите.
Эксперты бренда Briskly, российского производителя микромаркетов самообслуживания, считают, что в современных реалиях значительного изменения потребительского поведения и предпочтений, нехватки персонала, а также наращивания темпов роста использования технологий самообслуживания, микромаркетам предстоит сыграть одну из ключевых ролей.
Микромаркет – набирающий популярность эффективный формат ритейла, точка самообслуживания, уже давно предлагающая значительно больше товаров, чем обычный торговый автомат. В этом списке продукты питания ЗОЖ, готовая еда ресторанного качества, закуски, напитки, а также замороженная и фермерская продукция.
За последние годы микромаркеты стали активно иcпользоваться различными направлениями бизнеса – сегодня они представляют собой широчайший спектр возможностей. Это и точка сосредоточения и развития технологий, и органический путь для многих производителей к росту локаций с удобным и легким доступом потребителей к продукции, готовой еде и товарам FMCG, важный элемент целого сегмента франшизного бизнеса, эффективный канал сбыта СТМ ритейлеров и собственной продукции фабрик-кухонь, а также инструмент дополнительного дохода для ресторанного бизнеса.
Цифры
Сразу целый перечень факторов, таких как дефицит персонала, изменение потребительских предпочтений, развитие технологий самообслуживания и восходящая популярность этого формата в последние годы побуждает менеджмент ритейлеров, производителей готовой еды, кафе-магазинов, а также аэропортов, вокзалов, гостиниц, АЗС и других организаций сфер торговли и услуг, делать ставку на более удобные форматы для клиентов, в том числе в виде киосков самообслуживания, автоматизированных станций и микромаркетов. Эти форматы не требуют продавцов и работают в режиме 24/7.
К примеру, согласно международному обзору швейцарской компании в области авиатранспортных коммуникаций и информационных технологий SITA, в руководстве 88% аэропортов считают формат самообслуживания посетителей наиболее приоритетным. Такое мнение обусловлено не только возрастающей потребностью в персонале, но и экономической эффективностью бизнес-модели самообслуживания.
По данным исследований Micromarketwatch в 2022 году у американских операторов было около 2,05 млн торговых автоматов, а трендом – преобразование розничными операторами своих торговых точек в микромаркеты. Прогноз – рост предполагаемого количества торговых точек самообслуживания до 20% по сравнению с установленными в предыдущем году.
Лучший клиентский опыт
Потребители все чаще выбирают самообслуживание, которое стало неотъемлемой частью их жизни. Удобство является важным фактором, влияющим на потребительское поведение. В этом смысле альтернативы автоматизированным услугам попросту нет – человеку не нужно стоять в очередях и взаимодействовать с персоналом, что экономит время и силы.
Исследования аналитиков показывают, что среднестатистический покупатель в среднем посещает типичный торговый центр с супермаркетом менее двух раз в день, в то время как частота посещения микромаркетов значительно превышает данный показатель.
Производители готовой еды и операторы общественного питания приобретают микромаркеты как точки самообслуживания для реализации собственной продукции – за счет этого они масштабируют распространение своей продукции в разных локациях – что напрямую влияет на показатели привлечения новых сегментов клиентов и увеличение узнаваемости бренда в долгосрочной перспективе. Для конечных покупателей растет качество и скорость обслуживания – сотрудники предприятий, складов, офисов, коворкингов, бизнес-центров и других общественных локаций получают доступ к свежим, качественным продуктам и готовым обедам, буквально не отходя от рабочего места.
Самообслуживание в сфере общественного питания
Технология самообслуживания находит применение и в сфере общественного питания. По данным Briskly, производителя микромаркетов самообслуживания, микромаркеты набирают популярность благодаря широкому ассортименту, включая полезные готовые блюда, перекусы и напитки, и несомненному удобству для потребителей.
Микромаркеты дают покупателям возможность быстро купить необходимую еду без очередей и ожидания доставки, что особенно актуально для работников предприятий, в ситуациях отсутствия точек питания, и посетителей общественных мест: вокзалов, аэропортов, заправочных станций.
Микромаркеты также востребованы и для набирающих популярность новых форматов на стыке ритейла и общепита – так называемых магазинов-ресторанов и кафе-магазинов, предлагающих покупателям готовую кулинарию в формате «с собой».
Компании-владельцы микромаркетов зачастую владеют собственным производством или работают напрямую с фабриками-кухнями, благодаря этому поддерживается высокое качество по минимальной цене.
Готовая еда и напитки, а также снеки входят в топ-5 самых продаваемых категорий. По популярным категориям и группам ассортимента за 2023 год аналитики Briskly отмечают рост количества позиций сложных блюд ресторанного качества: это сэндвичи онигири для перекуса, паста с креветками и соусом песто и птитим с индейкой и песто для обеда или ужина, а также десертные морковные торты.
Сфера гостеприимства и жилые комплексы
Согласно данным недавнего отчета отраслевого информационного ресурса Vendingmarketwatch, компании-операторы отмечают серьезный рост в 2022-2023 годах бизнеса, весомая доля которого пришлась на активно использующиеся микромаркеты в отелях и хостелах.
Общему тренду популярности микромаркетов следуют и многие жилые комплексы, например кондоминиумы, общежития и многоквартирные дома.
Востребован данный формат и в инфраструктуре поселков – покупателям не нужно ждать доставки или ехать в кафе, чтобы приобрести готовую еду на обед или ужин.
Факты
По данным владельцев микромаркетов Briskly, при условии правильного предварительного анализа и проработки экономической составляющей таких факторов, как место размещения и ассортимента, даже один микромаркет уже может обеспечивать рентабельность до 50%, не требуя расходов на персонал, что значительно превышает показатели традиционного кафе-кулинарии. Средний же оборот в месяц уже может составлять более 1 млн рублей (в Москве) и 450 000 руб. (в Санкт-Петербурге).
Аналитики Briskly приводят следующие данные топ-5 локаций микромаркетов по среднемесячной выручке:
- Учебные корпусы университетов и коворкинги.
- Офисы компаний в бизнес-центрах.
- Условно открытые пространства БЦ (доступ для всех арендаторов).
- Крупные банки.
- ИТ-компании и ИТ-парки.
Рост использования технологий
Эксперты связывают заметную динамику роста микромаркетов в мире не только с трендом на самообслуживание, но и с ростом применения технологий автоматизации ритейла. Среди мощных стимулов они отмечают также рост популярности безналичных расчетов. В микромаркете покупку можно оплатить картой через кассу самообслуживания в терминале или через мобильное приложение по QR-коду. Автоматизированные торговые точки оснащены датчиками с машинным зрением и программным обеспечением для управления и приема платежей, что повышает производительность и обеспечивает безопасность операций.
В заключении
Число микромаркетов неуклонно растет в самых разных локациях. Например, сеть микромаркетов Briskly насчитывает уже более 2000 микромаркетов с общественным питанием и работает в офисах, учебных заведениях, коворкингах, бизнес-центрах, на фабриках, складах, в фитнес-центрах, отелях, на вокзалах и других местах общего доступа по всей России, а количество покупок через собственную разработку, мобильное приложение B-Pay, превысило 6,5 миллионов.
Эксперты мирового рынка вендинга прогнозируют, что микромаркеты, возможно, отвоюют определенную часть рынка у отдельных магазинов, а то и перестанут быть просто мини-киосками. Обычно микромаркеты рассматриваются как продолжение вендингового рынка, но в будущем операторы могут считать их практически отдельным сегментом бизнеса и ассоциировать уже с миниатюрным автономным кафе-магазином с уникальной подборкой востребованных товаров и категорий готовой еды.
Ставка бизнеса на технологии самообслуживания открывает новую эру для потребителя. Тенденция, несомненно, будет и дальше набирать обороты, а общественные пространства по всему миру смогут изменить свои стандарты кардинальным образом, дав требовательному покупателю достойный ответ на его постоянно растущие запросы.