Открывшийся в начале сентября этого года в Зеленограде (г. Москва) торговый центр SELGROS Cash&Carry позиционируется как объект, реализованный в новом для компании «уменьшенном формате».
Это уже 11-й торговый центр SELGROS в России. Новый формат имеет меньшую площадь и, как следствие, более узкую ассортиментную матрицу. Общая площадь помещений зеленоградского SELGROS составляет около 8,3 тыс. кв. м, из них торговая площадь – около 3,7 тыс. кв. м. Ясно, что это уже далеко не гипермаркет (напомним, что традиционные SELGROS имеют торговые площади, приближающиеся к 10 тыс. кв. м).
Ассортиментная матрица сократилась до 22 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Это тоже существенно меньше, чем в торговых центрах традиционного формата. Например, в открывшемся в апреле этого года SELGROS в Одинцово на торговой площади в 8,5 тыс. кв. м разместили около 40 тыс. наименований продукции.
Столь существенная коррекция ассортимента, безусловно, усложняет работу с ассортиментной матрицей, которая должна быть предельно четко заточена на целевую аудиторию. А она в зеленоградском объекте будет, очевидно, несколько иная, чем на других объектах. Этот вывод можно сделать по широкой представленности в ассортименте гастрономии и продуктов собственного производства, а также категории фреш. Например, в магазине представлено более 50 видов мясных деликатесов и мясных полуфабрикатов собственного производства, свежая рыба, фрукты и овощи, разнообразная молочная продукция, бакалея и напитки, а также ассортимент непродовольственных товаров. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров пять к одному.
Очевидна направленность не только и не столько на мелкооптовый сегмент покупателей из числа малого и среднего бизнеса, что было бы логично, учитывая, что формат магазина все-таки обозначен как Cash&Carry, а на обычных физических лиц. Очевидно, что это следствие отмены компанией в 2018 г. обязательных карт клиентов и постепенное неизбежное превращение торговых центров в классические гипермаркеты для розничных покупателей. Небольшие размеры и нахождение в окружении жилых микрорайонов Зеленограда предопределяют портрет покупателя – местного жителя, который даже не едет, а идет пешком в магазин. Да, для профессиональных клиентов остается возможность получения ряда преференций по специальной карте (в том числе отдельная бонусная программа с опцией бесплатной доставки, дополнительные скидки, персональные ценовые предложения и т.д.).
Особое внимание в новом магазине уделено визуальной коммуникации с покупателем: текстильные постеры на алюминиевой раме, которые легко могут быть заменены на новые, при необходимости внесения изменений в ассортимент или появлении сезонной выкладки, лайтбоксы по периметру, которые благодаря подсветке LED-модулями с широкоугольными линзами обеспечивают равномерное освещение изображения.
Популярный тренд совмещения общепита и ритейла также нашел свое отражение в новом объекте. Сегодня создание собственных кафе и ресторанов внутри торгового пространства является исключительно эффективном инструментом, позволяющим получить хороший синергетический эффект. В новом SELGROS компания впервые открыла собственное кафе, причем это не партнерский проект, а полностью самостоятельный. В кафе представлен ассортимент горячих блюд, гарниров, несколько вариантов салатов, супы, выпечка, есть и барная часть, в которой продается в том числе и пиво.
Об эффективности малого формата SELGROS пока говорить преждевременно. Его перспективы будут во многом завесить от того, как покажет себя новый объект. Открытие аналогичных магазинов пока не анонсировано компанией, а это значит, что взята небольшая пауза на адаптацию формата к реалиям рынка.
Статья опубликована в 117 номере журнала "Точка продаж" за сентябрь 2018 года