Успешность бизнеса во многом зависит от удачно подобранной локации. Это касается как проектов, работающих со скоропортящимися продуктами, например, кафе, ресторанов или цветочных магазинов, так и предприятий других направлений сферы услуг — пунктов выдачи заказов или, к примеру, фитнес-клубов. Об актуальных нюансах поиска помещения рассказывает директор по франчайзингу и развитию XFIT Ирина Троска.
Главная сложность в поиске помещения для бизнеса — конкуренция. За качественную локацию приходится соперничать не только с другими игроками в своей нише, но и с представителями совершенно иных отраслей. Когда место интересно не только вам, но и аптекам, розничным магазинам, студиям красоты, кафе и ресторанам, важно иметь сильные переговорные позиции и большой опыт.
У начинающих предпринимателей их обычно нет, поэтому после бесплодных поисков многие приходят за помощью к франчайзеру. У него есть устоявшаяся деловая репутация и целая схема поиска и оценки объектов для размещения бизнеса. Например, XFIT использует для этого три основных канала:
- База предодобренных локаций. Сегодня под нашим брендом работают более 100 клубов, и мы активно развиваем франшизу, поэтому постоянно находимся в проактивном поиске помещений под один из трех форматов клубов: от масштабных фитнес-центров с бассейном до компактных студий «у дома» Point. Получается, что мы сначала находим хорошее помещение в хорошем месте и только потом передаем одному из франчайзи.
- Работа с девелоперами. Ещё на этапе строительства новых ЖК встречаемся с застройщиками, чтобы обсудить возможность размещения у них своих проектов. Это взаимовыгодная история: девелоперам важно, чтобы в шаговой доступности у покупателей квартир была полезная инфраструктура, в том числе фитнес-клуб. Для нас же это возможность получить хорошие новые помещения, отвечающие стандартам XFIT, с высокой проходимостью. Мы на связи с ГК «Самолет», MR Group, «Гранель» и другими крупными застройщиками и в курсе их новых проектов.
- Открытый рынок недвижимости тоже часто становится источником хороших локаций. На «Циан», «Авито», «Яндекс Недвижимость» и другие платформы владельцы помещений размещают львиную долю объявлений, и здесь главное вовремя среагировать и оперативно закрыть сделку. Бренд XFIT помогает убедить арендодателей в серьезности наших намерений: при прочих равных владельцы помещения скорее сдадут его известной компании с отлаженными бизнес-процессами, чем неизвестному начинающему проекту.
«До подписания контракта об аренде важно провести маркетинговую оценку помещения с помощью инструментов геоаналитики. В XFIT мы смотрим на шесть основных параметров:
- Населенность территории.
- Доходы аудитории.
- Наличие конкурентов,
- Транспортная и пешая доступность.
- Наличие инфраструктуры.
- Проходящий трафик.
Если с этой точки зрения всё в порядке, то мы проводим проверку технического состояния, чтобы оценить потенциальные затраты на ремонт. Это особенно актуально для помещений, расположенных в старых зданиях. Проверка проходит по чек-листу, что помогает избежать неприятных сюрпризов в будущем», — рассказывает Ирина Троска.
Ключевой показатель при оценке помещения — объем свободной целевой аудитории. Чтобы её рассчитать, можно оценить пешую и автомобильную доступность локации, процент вовлеченности в получение данных услуг в регионе (в случае с фитнесом у каждого города свой показатель, который колеблется от 3 до 10%), количество квартир и частных домов, наличие бизнес-центров и других точек постоянного притяжения людей, прогноз по заселению на два года вперед. Последнее актуально для новых ЖК и развивающихся районов — пока проект подготовится к открытию, часть потенциальной аудитории может переехать в новый дом по соседству.
После расчета этих показателей и определения потенциального количества пользователей услуг нужно провести анализ конкурентов. Для индустрии фитнеса используются следующие критерии:
- площадь,
- формат,
- ценовая политика,
- наполнение,
- удаленность от будущего клуба.
Аналитика позволит понять, какой объем целевой аудитории, рассчитанной выше, действительно свободен. Если и здесь всё в порядке — поздравляем, помещение найдено! Можно подписывать договор и двигаться к открытию проекта.