Традиционно осенью журнал «Точка продаж» выпускает специальный номер, посвященный диверсификации предприятий ОПК, в котором публикуются преимущественно статьи по материалам международного военно-технического форума «Армия».
Сегодня мы говорим уже не столько об импортозамещении, сколько об импортоопережении. Технологический суверенитет – один из ключевых трендов развития российской экономики и промышленности.
Тема технологического лидерства стала определяющей этого спецвыпуска. Проекты диверсификации с применением наукоемких технологий, опыт конкретных предприятий оборонно-промышленного комплекса, использование возможностей искусственного интеллекта – этим сюжетам посвящены отдельные материалы номера.
Обеспечение технологического лидерства страны невозможно без кооперации всех участников процесса – разработчиков, производителей, заказчиков, законодателей. И в этой цепочке предприятия ОПК, вставшие на путь импортоопережения и продолжающие развивать свои проекты диверсификации, занимают важное место.
Специальный выпуск журнала «Точка продаж. Диверсификация» традиционно приурочен к очередному международному военно-техническому форуму «Армия-2022». В этом году в рамках форума состоялся уже третий конгресс «Диверсификация ОПК», на котором представители предприятий оборонно-промышленного комплекса, военные и гражданские чиновники, представители бизнес-сообщества и эксперты делились своим видением перспектив и проблем диверсификации в контексте обеспечения технологической независимости России. Первый материал нашего спецвыпуска представляет собой срез ключевых сюжетов, которые обсуждались на конгрессе.
Отдельный материал журнала посвящен актуальной теме сотрудничества между ОПК и малыми инновационными предприятиями. Для военных предприятий такое сотрудничество дает возможность нарастить долю выпуска гражданской продукции, а для малого бизнеса главным преимуществом является внедрение новых технологий и получение возможности использования высокотехнологичной производственной базы.
Также хотели бы обратить внимание читателей на итоги четвертого этапа национального рейтинга диверсификации «Лидерство на гражданских рынках», который является инструментом измерения успеха предприятий ОПК в процессе диверсификации.
Ряд материалов журнала посвящен обзору технических новинок, практике диверсификации конкретных предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также особенностям работы фонда «Эра», специально созданного для развития инновационных производств двойного назначения и комплексной поддержке компаний, обладающих высоким техническим потенциалом.
Отечественный ИТ-сектор сегодня, в условиях санкционной политики, динамично меняется, а цифровая трансформация становится новым этапом развития ОПК, о чем можно прочитать в соответствующей статье журнала. Также в журнале есть отдельный материал, посвященный производству медицинской техники, как одному из направлений диверсификации предприятий ОПК.
Диверсификация может быть экономически успешной и превращаться в один из драйверов роста экономики. В нашем специальном выпуске мы постарались показать основные направления, по которым может проходить диверсификация российских предприятий, возможности по привлечению финансирования, привели примеры успешных кейсов. Надеемся, что эта информация окажется полезной и будет способствовать популяризации идей диверсификации и переходу предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции.
Специальный выпуск журнала «Точка продаж. Диверсификация» посвящен чрезвычайно актуальной теме диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса и переходу их на выпуск гражданской продукции, возможностям по привлечению финансирования, стратегиям продвижения своих товаров. Для российской экономики в целом и для торговой отрасли в частности диверсификация открывает довольно интересные перспективы.
Потенциал предприятий ОПК в сфере диверсификации можно измерить статистикой недавнего анкетирования организаций ОПК, которое провела Торгово-промышленная палата РФ. 23% уже осуществляют полномасштабную диверсификацию, 17% полностью готовы к началу ее проведения, то есть в ближайшее время начнут производство, 15% не планируют выпуск гражданской продукции, а 45% находятся на стадии планирования, в самом начале пути. То есть всего 40% директоров так или иначе вовлечены в выпуск гражданской продукции. И как минимум 45% могут ждать интересных инициатив и предложений от бизнеса. То есть потенциал этого рыночного сегмента очень высок, и главное, что он еще находится в стадии своего формирования.
Зарубежный опыт подтверждает, что диверсификация может быть экономически успешной и превращаться в один из драйверов роста экономики. Так, в США главными принципами диверсификации является то, что любая высокая технология имеет гражданское и военное применение. В стране нет разделения на гражданский и военный секторы, вся экономика, наука и техника работают на безопасность страны. А к военным программам привлекаются не только крупные военные подрядчики, но и гражданские компании, университеты. Армия Китая управляла почти двумя тысячами коммерческих предприятий. Половина личного состава сухопутных войск, то есть больше миллиона человек, в действительности были не солдатами и офицерами, а были заняты в коммерческой деятельности, обеспечивая перевозки или работая на фабриках гражданской продукции. В 2002 году доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая достигла 80%. В Израиле стимулировалось развитие НИОКР в различных отраслях без непосредственного вмешательства государства, чтобы создать новейшие виды продукции. Конкуренция внутри страны поощрялась во всех сегментах инновационной экономики. Результатом такой политики стало появление в гражданских сферах не только передовых технологий, но и высококвалифицированных кадров. Россия с ее масштабным комплексом ОПК, уверены, также сможет достичь впечатляющих успехов в диверсификации, тем более что все предпосылки для этого имеются.
В нашем специальном выпуске мы постарались показать ряд актуальных направлений, по которым может проходить диверсификация российских предприятий, привели примеры успешных кейсов. Сегодня одна из проблем диверсификации заключается в том, что многие предприятия не видят возможности для ее реализации, в том числе потому, что банально не знают о мерах господдержки, направленных на стимулирование выпуска гражданской продукции, не представляют, как можно привлечь финансирование. Именно поэтому этим вопросам мы уделили особое внимание в спецвыпуске. Тема перехода на выпуск гражданской продукции сложна и многообразна, не претендуя на полноту ее охвата, мы, тем не менее, надеемся, что информация, представленная в нашем спецвыпуске, окажется полезной и будет способствовать популяризации знаний о возможностях диверсификации в нашей стране.