Page 7 - Флип номера 124 журнала «Точка продаж» за май 2021. Листать, смотреть онлайн
P. 7
5
касс самообслуживания. Отмечу, что ряд техноло- Промо как драйвер выполнения
гий, появившихся в последнее время, действительно квартальных планов
заслуживает внимания. Например, новация, внед- Сегодня примерно половина товаров в лидирующих
ренная в сети «Глобус». Покупатель может на входе сетях в денежном выражении продается благодаря
получить сканер и в процессе совершения покупок желтым ценникам. Для сравнения: в европейских
получает точную информацию о цене на тот или иной дискаунтерах промо практически не встречается.
товар и о стоимости всей корзины. Такую техноло- Там ритейлеры следуют иной политике – каждый
гию можно назвать прорывной, несмотря на ее кажу- день низкие цены. А сети достаточно аутентичны,
щуюся простоту. Еще один пример – торговая сеть одна отличается от другой, и покупательский опыт
«Дикси» предлагает своим покупателям восполь- в каждой из них существенно различается. В россий-
зоваться приложением, благодаря которому можно ском ритейле есть примеры подобной аутентично-
получить подробные сведения о товаре и его стои- сти, в частности, «ВкусВилл», «Глобус», «Светофор».
мости. Удобно? Несомненно, в условиях, когда цен- Алкомаркеты стали отдельным каналом. А вот гипер-
ники пока еще не стали электронными, а информа- маркеты и магазины, наоборот, очень похожи друг
ция на упаковке написана мелко. Приложение опре- на друга, и для них главный двигатель – промоактив-
деляет по геолокации, в каком магазине находится ность. В Европе отстроенный ассортимент, и чело-
покупатель, и предлагает ему ассортимент и цены век готов потратить больше времени на то, чтобы
данного магазина. добраться обязательно до своего гипермаркета или
супермаркета, которые работают по ценовой поли-
Эволюция форматов: гипермаркеты тике hi-low, что на практике означает высокую регу-
vs магазины у дома лярную цену и глубокую скидку. Для них подобная
Если оценить эволюцию торговли за послед- политика является средством привлечения трафика.
ние несколько десятков лет, мы совершили мощ- Сегодня налицо растущая конкуренция, развернув-
ный рывок вперед – от оптовых рынков к ультра- шаяся в России между магазинами у дома и супер-
модным магазинам. «Широкая полка», появивша- маркетами. И если в первых выбор довольно огра-
яся вначале в одном формате, теперь переместилась ничен, в продаже нет многих категорий, напри-
в e-commerce. Почему люди раньше охотно посе- мер, охлажденной рыбы или некоторых сортов мяса,
щали гипермаркеты? В отличие от традицион- но зато в супермаркете все это есть. Кстати, суще-
ной розницы, им там было удобно выбирать товар, ствует не так много стран, где есть магазины у дома,
и их устраивали широкий ассортимент и нали- как в России, это самый растущий канал, за счет того,
чие большого количества непродуктовых кате- что они «отъедают» покупательскую аудиторию
горий. Теперь этот ассортимент удобнее искать от «традиционной розницы», особенно с помощью
в онлайн-магазине, где в личном кабинете можно желтых ценников. Для сетей, как и для производи-
посмотреть свой прошлый заказ. Все эти фак- телей, большинство ценовых промо также является
торы сыграли против гипермаркетов, вот почему убыточным. Но это единственный сильный драйвер
они так сильно сдали свои позиции. В онлайне ока- в выполнении квартальных планов. Поэтому мно-
зался более широкий выбор и плюс доставка на дом гие сети начали конкурировать по цене, вместо того
или в любое другое удобное место. чтобы развивать свою аутентичность, как, напри-
Но так происходит не везде в мире. Например, мер, «ВкусВилл» и другие ритейлеры с четкой стра-
в Китае эпоха интернет-магазинов канула в лету. тегией, в частности по СТМ. Для остальных особенно
Даже маркетплейсы там уже не считают новомодным важна цифровизация, которая позволяет сэконо-
явлением. В тройку лидеров в китайском ритейле мить, минимизировав участие человека и улучшив
вырвалась компания, профиль которой – социальная бизнес-процессы.
коммерция. Выбор товаров интегрирован в социаль-
ное сообщество. Покупатель может выбрать товар Товарные категории: алгоритмы в помощь
и сразу же за него расплатиться – и все это в одном Опыт онлайн-продаж помог ритейлу сделать работу
приложении. Борьба экосистем, о которой гово- с товарными категориями более эффективной, те,
рят в последнее время, развернулась в полную силу. кто развивает этот сегмент продаж и хорошо подго-
Безусловно, ритейл понимает, что онлайн никогда товился к его развитию, смогли добиться наиболь-
не захватит 100% рынка, традиционная розница шего прогресса.
останется, но занять долю в 30% – вполне реально. Именно новые качественные алгоритмы позво-
Таким образом, социальная коммерция стано- ляют получить ответы на многие важные вопросы:
вится трендом номер один. Второй тренд – figital. например, определять, как новый товар в матрице
Что это такое – поясню. Это когда интернет-ритей- или планируемое промо повлияет на категорию, про-
лер покупает сеть физических магазинов. Среди наи- извести более точные расчеты – что будет, если сде-
более ярких примеров – Amazon, а также Alibaba, лать не 20%, а 25% – прибыль и выручка вырастут
который купил совместное предприятие с «Ашан» или упадут?
в Китае. Не удивлюсь, если лет через пять Яндекс Алгоритмизация и есть новый подход в работе
или Mail.ru начнут также покупать магазины. с товарными категориями.