Page 7 - Флип номера 124 журнала «Точка продаж» за май 2021. Листать, смотреть онлайн
P. 7

5





             касс самообслуживания. Отмечу, что ряд техноло-  Промо как драйвер выполнения
             гий, появившихся в последнее время, действительно   квартальных планов
             заслуживает внимания. Например, новация, внед-   Сегодня примерно половина товаров в лидирующих
             ренная в сети «Глобус». Покупатель может на входе   сетях в денежном выражении продается благодаря
             получить сканер и в процессе совершения покупок   желтым ценникам. Для сравнения: в европейских
             получает точную информацию о цене на тот или иной   дискаунтерах промо практически не встречается.
             товар и о стоимости всей корзины. Такую техноло-  Там ритейлеры следуют иной политике – каждый
             гию можно назвать прорывной, несмотря на ее кажу-  день низкие цены. А сети достаточно аутентичны,
             щуюся простоту. Еще один пример – торговая сеть   одна отличается от другой, и покупательский опыт
             «Дикси» предлагает своим покупателям восполь-    в каждой из них существенно различается. В россий-
             зоваться приложением, благодаря которому можно   ском ритейле есть примеры подобной аутентично-
             получить подробные сведения о товаре и его стои-  сти, в частности, «ВкусВилл», «Глобус», «Светофор».
             мости. Удобно? Несомненно, в условиях, когда цен-  Алкомаркеты стали отдельным каналом. А вот гипер-
             ники пока еще не стали электронными, а информа-  маркеты и магазины, наоборот, очень похожи друг
             ция на упаковке написана мелко. Приложение опре-  на друга, и для них главный двигатель – промоактив-
             деляет по геолокации, в каком магазине находится   ность. В Европе отстроенный ассортимент, и чело-
             покупатель, и предлагает ему ассортимент и цены   век готов потратить больше времени на то, чтобы
             данного магазина.                                добраться обязательно до своего гипермаркета или
                                                              супермаркета, которые работают по ценовой поли-
             Эволюция форматов: гипермаркеты                  тике hi-low, что на практике означает высокую регу-
             vs магазины у дома                               лярную цену и глубокую скидку. Для них подобная
             Если оценить эволюцию торговли за послед-        политика является средством привлечения трафика.
             ние несколько десятков лет, мы совершили мощ-    Сегодня налицо растущая конкуренция, развернув-
             ный рывок вперед – от оптовых рынков к ультра-   шаяся в России между магазинами у дома и супер-
             модным магазинам. «Широкая полка», появивша-     маркетами. И если в первых выбор довольно огра-
             яся вначале в одном формате, теперь переместилась   ничен, в продаже нет многих категорий, напри-
             в e-commerce. Почему люди раньше охотно посе-    мер, охлажденной рыбы или некоторых сортов мяса,
             щали гипермаркеты? В отличие от традицион-       но зато в супермаркете все это есть. Кстати, суще-
             ной розницы, им там было удобно выбирать товар,   ствует не так много стран, где есть магазины у дома,
             и их устраивали широкий ассортимент и нали-      как в России, это самый растущий канал, за счет того,
             чие большого количества непродуктовых кате-      что они «отъедают» покупательскую аудиторию
             горий. Теперь этот ассортимент удобнее искать    от «традиционной розницы», особенно с помощью
             в онлайн-магазине, где в личном кабинете можно   желтых ценников. Для сетей, как и для производи-
             посмотреть свой прошлый заказ. Все эти фак-      телей, большинство ценовых промо также является
             торы сыграли против гипермаркетов, вот почему    убыточным. Но это единственный сильный драйвер
             они так сильно сдали свои позиции. В онлайне ока-  в выполнении квартальных планов. Поэтому мно-
             зался более широкий выбор и плюс доставка на дом   гие сети начали конкурировать по цене, вместо того
             или в любое другое удобное место.                чтобы развивать свою аутентичность, как, напри-
               Но так происходит не везде в мире. Например,   мер, «ВкусВилл» и другие ритейлеры с четкой стра-
             в Китае эпоха интернет-магазинов канула в лету.   тегией, в частности по СТМ. Для остальных особенно
             Даже маркетплейсы там уже не считают новомодным   важна цифровизация, которая позволяет сэконо-
             явлением. В тройку лидеров в китайском ритейле   мить, минимизировав участие человека и улучшив
             вырвалась компания, профиль которой – социальная   бизнес-процессы.
             коммерция. Выбор товаров интегрирован в социаль-
             ное сообщество. Покупатель может выбрать товар   Товарные категории: алгоритмы в помощь
             и сразу же за него расплатиться – и все это в одном   Опыт онлайн-продаж помог ритейлу сделать работу
             приложении. Борьба экосистем, о которой гово-    с товарными категориями более эффективной, те,
             рят в последнее время, развернулась в полную силу.   кто развивает этот сегмент продаж и хорошо подго-
               Безусловно, ритейл понимает, что онлайн никогда   товился к его развитию, смогли добиться наиболь-
             не захватит 100% рынка, традиционная розница     шего прогресса.
             останется, но занять долю в 30% – вполне реально.  Именно новые качественные алгоритмы позво-
               Таким образом, социальная коммерция стано-     ляют получить ответы на многие важные вопросы:
             вится трендом номер один. Второй тренд – figital.   например, определять, как новый товар в матрице
             Что это такое – поясню. Это когда интернет-ритей-  или планируемое промо повлияет на категорию, про-
             лер покупает сеть физических магазинов. Среди наи-  извести более точные расчеты – что будет, если сде-
             более ярких примеров – Amazon, а также Alibaba,   лать не 20%, а 25% – прибыль и выручка вырастут
             который купил совместное предприятие с «Ашан»    или упадут?
             в Китае. Не удивлюсь, если лет через пять Яндекс   Алгоритмизация и есть новый подход в работе
             или Mail.ru начнут также покупать магазины.      с товарными категориями.
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12