Page 10 - Флип номера 124 журнала «Точка продаж» за май 2021. Листать, смотреть онлайн
P. 10
8 интервью
Food-ритейл
по-белорусски:
тренды и
перспективы
Виталий Александр
Яцук Колесников
Белорусский ритейл – это особенный рынок, живущий по своим зако-
нам, которые во многом определяются государством. О том, как опти-
мизировать затраты при ограниченной возможности управлять
ценообразованием, ментальности белорусских клиентов и трендах
белорусского продуктового ритейла рассказали Виталий Яцук, акцио-
нер, коммерческий директор (CCO), и Александр Колесников, заме-
ститель генерального директора по розничной торговле (COO)
компании «Виталюр».
– В чем проявляется специфика развития белорус- Кроме того, в России и Беларуси абсолютно раз-
ского ритейла по сравнению с российским? ное стратегическое поведение в части развития.
Александр Колесников (А.К.): Российский и бело- Весь белорусский ритейл на сегодняшний день раз-
русский ритейл различаются кардинально. В Беларуси вивается через органику, то есть плавное поэтап-
значительно более высокая розничная конкуренция, ное добавление небольшой численности торго-
потому что нет большой консолидированной доли вых объектов. Чаще всего это либо покупка, либо
одного или двух игроков, рынок состоит из доста- аренда бывших госритейлеров или отдельных юри-
точно большой группы национальных и региональ- дических лиц, либо новое строительство, но мини-
ных ритейлеров. Доля крупнейшего игрока состав- мально. Строительство в стране фактически пре-
ляет около 18%, но следующая за ним пятерка круп- кратилось, слияний и поглощений на рынке не было
нейших игроков имеет розничные доли в диапазоне достаточно давно. Две ключевые сделки за послед-
от 3 до 4%. Далее следует группа игроков с долей ние три года – это покупка сетью «Гипппо» сети «Бел-
от 1,5 до 3%. В общем, конкурентная группа нацио- маркет» (78 объектов) и поглощение сети «Рублев-
нальных и региональных продуктовых ритейле- ский» (порядка 80 объектов) сетью «Санта». Возмож-
ров в стране сейчас представлена в объеме порядка ность аналогичных сделок в перспективе ближайших
двадцати компаний. года-двух оценивается нами как достаточно низкая.
В России в каждом отдельном регионе можно Рынок к этому не готов ни морально, ни, самое глав-
выделить топ-3, который скоро превратится в топ-2, ное, финансово. Существуют большие сложности
и все, что происходит с рынком, определяется фак- с привлечением заемного капитала. Соответственно,
тически двумя игроками. Белорусский рынок живет это сильно ограничивает все стратегии быстрого
совсем по другим законам. роста и развития. При этом в среднесрочной пер-
ТОЧКА ПРОДАЖ • № 124, МАЙ 2021