Page 10 - Флип номера 124 журнала «Точка продаж» за май 2021. Листать, смотреть онлайн
P. 10

8            интервью















                                       Food-ритейл



                                  по-белорусски:



                                             тренды	и


                                      перспективы




        Виталий                                                                                        Александр
        Яцук                                                                                          Колесников


            Белорусский	ритейл	–	это	особенный	рынок,	живущий	по	своим	зако-
            нам,	которые	во	многом	определяются	государством.	О	том,	как	опти-
            мизировать	затраты	при	ограниченной	возможности	управлять
            ценообразованием,	ментальности	белорусских	клиентов	и	трендах
            белорусского	продуктового	ритейла	рассказали	Виталий	Яцук,	акцио-
            нер,	коммерческий	директор	(CCO),	и	Александр	Колесников,	заме-
            ститель	генерального	директора	по	розничной	торговле	(COO)
            компании	«Виталюр».




            – В чем проявляется специфика развития белорус-     Кроме того, в России и Беларуси абсолютно раз-
            ского ритейла по сравнению с российским?          ное стратегическое поведение в части развития.
            Александр Колесников (А.К.): Российский и бело-   Весь белорусский ритейл на сегодняшний день раз-
            русский ритейл различаются кардинально. В Беларуси   вивается через органику, то есть плавное поэтап-
            значительно более высокая розничная конкуренция,   ное добавление небольшой численности торго-
            потому что нет большой консолидированной доли     вых объектов. Чаще всего это либо покупка, либо
            одного или двух игроков, рынок состоит из доста-  аренда бывших госритейлеров или отдельных юри-
            точно большой группы национальных и региональ-    дических лиц, либо новое строительство, но мини-
            ных ритейлеров. Доля крупнейшего игрока состав-   мально. Строительство в стране фактически пре-
            ляет около 18%, но следующая за ним пятерка круп-  кратилось, слияний и поглощений на рынке не было
            нейших игроков имеет розничные доли в диапазоне   достаточно давно. Две ключевые сделки за послед-
            от 3 до 4%. Далее следует группа игроков с долей   ние три года – это покупка сетью «Гипппо» сети «Бел-
            от 1,5 до 3%. В общем, конкурентная группа нацио-  маркет» (78 объектов) и поглощение сети «Рублев-
            нальных и региональных продуктовых ритейле-       ский» (порядка 80 объектов) сетью «Санта». Возмож-
            ров в стране сейчас представлена в объеме порядка   ность аналогичных сделок в перспективе ближайших
            двадцати компаний.                                года-двух оценивается нами как достаточно низкая.
               В России в каждом отдельном регионе можно      Рынок к этому не готов ни морально, ни, самое глав-
            выделить топ-3, который скоро превратится в топ-2,   ное, финансово. Существуют большие сложности
            и все, что происходит с рынком, определяется фак-  с привлечением заемного капитала. Соответственно,
            тически двумя игроками. Белорусский рынок живет   это сильно ограничивает все стратегии быстрого
            совсем по другим законам.                         роста и развития. При этом в среднесрочной пер-

                                                                                 ТОЧКА ПРОДАЖ • № 124, МАЙ 2021
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15