Позитивный образ компании в глазах сотрудников и партнеров становится все более значимым для бизнеса. Независимая «Премия HR-бренд 2017» выявила не только сильные проекты года, но и значимые тренды управления персоналом. Ритейл подтвердил свою репутацию одной из самых передовых отраслей в области HR-брендинга.
На конкурс проектов в области HR-брендинга, организуемый компанией HeadHunter, было представлено 104 проекта из разных регионов России и ближнего зарубежья, такая обширная выборка позволила определить самые знаковые тренды рынка.
По словам генерального директора компании HeadHunter Михаила Жукова, основные тренды современного HR – диджитализация и благотворительность. «Управление персоналом – самая развивающаяся и динамично меняющаяся корпоративная функция, даже в эпоху цифровой революции, – говорит Михаил Жуков. – Ни одна другая функция компании не сравнится с HR по скорости изменений, даже ИТ, при всей продвинутости программистов. Цифровые технологии быстро пришли в HR, что особенно видно на кейсах 2017 г. Например, в рекрутменте внедряются решения автоматизации массового подбора персонала, кардинально ускоряющие процесс, что особенно важно для компаний с высокой текучкой».
Тренд перехода на диджитал нарастает. Основные направления внедрения ИТ-технологий – массовый подбор и обучение сотрудников. Создаются новые платформы для обучения, доступные с любых устройств в любом месте. Часто платформа имеет формат мобильного приложения. Применяется принцип индивидуализации: учитывается, с какого устройства, в какое время и какими порциями человек имеет возможность обучаться. Около трети представленных проектов – о решениях на основе big data.
«Иногда отделение HR в цифровом развитии даже опережает свою компанию, – считает эксперт в области общего менеджмента и управления человеческим капиталом Елена Витчак. – Это вынужденная мера, потому что HR-функции сегодня тяжело отвоевывать место под солнцем. Бывает так, что HR уже диджитал, а руководители компании – пока еще нет». Появились кросс-функциональные проекты, где специалисты по управлению персоналом, информационным технологиям и маркетингу работают в плотном взаимодействии.
Еще один знаковый тренд – повышение внимания к благотворительности. «Российские компании в области благотворительности совершили качественный рывок, – рассказывает генеральный директор фонда «Открывая горизонты» компании KFC Анна Орлова. – Реализуются уже не разовые акции, а долгосрочные благотворительные программы, которые органично встраиваются в структуру компании. В 2018 г. планируем сместить фокус на проекты с корпоративными волонтерскими программами».
Все большую значимость и целенаправленность приобретает борьба за молодые таланты, системы работы с молодыми кадрами выстраиваются не только в федеральных и международных компаниях, но и в небольших региональных. Высоко оценивается экспертами рынка внимание не только к так называемому поколению Z, но и проекты для сотрудников возрастом 50+, открывающие перед более возрастными людьми новые горизонты и возможности самореализации.
Появились новые целевые аудитории для программ повышения вовлеченности и воспитания гордости за профессию, которые раньше не были в фокусе работодателей, например, кассиры магазинов, курьеры, водители-экспедиторы. Управленцы обратили более пристальное внимание на аудиторию линейного персонала, проработали мотивацию, предоставляя возможности интересного общения, личностного роста.
Традиционно активное участие в развитии HR-технологий принимают розничные компании. «Ритейл – это самая передовая отрасль, где работают самые продвинутые HR-специалисты и делаются самые крутые HR-проекты, – считает эксперт по HR-брендингу компании HeadHunter Нина Осовицкая. – Это и внедрение цифровых технологий, и развитие культуры сотрудников. Важно уже не только обучение профессиональным компетенциям, но и возможность выйти за рамки профессиональных обязанностей, пообщаться с интересными людьми – альпинистом, космонавтом, – переключиться на что-то другое, чтобы потом показывать более впечатляющие результаты на работе. Многие проекты направлены на улучшение условий труда, компании стремятся облегчить, скрасить, сделать веселее и радостнее трудовой процесс сотрудников».
Интересно, что среди успешных участников появились не только глобальные компании, такие как «Леруа Мерлен», но и маленькие сети магазинов, общепита, игроков ресторанного бизнеса.
Статья опубликована в 115 номере журнала "Точка продаж" за май 2018 года