Рекламный баннер
27 ноября 2022, воскресенье

Рынок FMCG продолжает пребывать в состоянии неопределенности: на нем заметны как положительные, так и весьма тревожные тенденции.

По данным Росстата за III квартал 2018 года, оборот розничной торговли в России увеличился на 2,6%, а продажи продуктов питания (включая напитки) и табачных изделий – на 1,0%. Положительная тенденция наблюдается и по итогам 9 месяцев 2018 года. Здесь оборот розницы в физическом выражении также увеличился на 2,6%, а продажи продуктов питания (включая напитки) и табачных изделий – на 1,8%. Правительство выдает оптимистические прогнозы о продолжении роста ­­в 2018–2020 годах и предполагает 2,9% в физическом выражении с ежегодным небольшим ускорением. Конечно, это не бум, но и не падение. С другой стороны, наверное, не найдется такого ритейлера, который не отметит продолжающуюся стратегию потребителей на экономное потребление. Снижение реальных располагаемых доходов покупателей закономерно приводит к снижению прибыли и ограничивает привлекательность традиционных маркетинговых ходов. Фактически, и это отмечается на всех отраслевых мероприятиях, на рынке наблюдаются ожесточенные промо-войны, которые стали основным инструментом борьбы за покупателя. Доля продаж по промо-акциям увеличивается у всех ритейлеров в среднем на 5 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом. По многим категориям рост еще выше. В некоторых категориях более 70% продаж приходится на промо. Лидерами здесь выступают такие категории, как порошки и кондиционеры для белья (более 80% продаж по акциям), затем шоколадные плитки и гели для душа. В таких категориях, как детское питание и кофе, наблюдается самый большой рост доли по сравнению с прошлым годом. Даже молочные продукты дают рост промо почти на 10 процентных пунктов. При этом глубина скидки постоянно увеличивается. Хотя промо и остается пока наиболее эффективным из работающих маркетинговых инструментов, бесконечно промо-войны продолжаться не могут. Можно сказать, что рынок уже почти пришел к своему пределу, и что в этой ситуации делать производителям дальше – непонятно. У потребителей уже сформировалась промо­-зависимость, а каких-­либо работающих альтернатив пока нет. В этих условиях ритейлерам даже поддерживать финансовые показатели на текущем уровне оказывается непросто. Одним из инструментов выживания ряд экспертов называют работу по выявлению локальных особенностей потребления и точечную работу в этом направлении. Но конкретные стратегии здесь только начинают вырабатываться. В этих условиях малые форматы торговли, которые традиционно находятся в более жесткой ситуации и не могут конкурировать в промо-войнах, могут оказаться более гибкими. Тем более что государство планирует их поддержать. Инициатива Минпромторга РФ, разработавшего законопроект о малых форматах торговли, должна будет упростить работу этого сегмента и способствовать появлению на нем новых игроков.

Эффект от повышения налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года до 20% пока сложно фиксируем, и как он реально отразится на рынке, можно будет сказать после подведения статистики за первый квартал, но то, что это очередное негативное воздействие на рынок, – очевидно.

Пока, по прогнозам, наиболее стабильным остается верхний ценовой сегмент – Luxury и Premium. Здесь покупатели пока не готовы заметно менять свои потребительские предпочтения, а вот потребление в среднем ценовом сегменте неуклонно продолжает снижаться, благодаря чему растет бюджетный ценовой сегмент. Эту тенденцию при планировании ассортиментной политики нельзя не учитывать.

По оценкам INFOLine, среди факторов, наиболее сильно препятствующих развитию бизнеса в 2018 году, выделяются (в порядке убывания): увеличение себестоимости, недостаточный спрос потребителей, монополизация рынка сетями, «серые» схемы конкурентов, нехватка квалифицированного персонала, высокие процентные ставки. И хотя законодательные ограничения оказались на последнем месте, влияние государственного регулирования игроки рынка также отмечают. Так, негативные последствия для бизнеса от введения системы «Платон» отмечают более 50% участников рынка. Инициативы государства, прямо и косвенно повышающие налоговую нагрузку для производителей, способствуют активизации и основных негативных факторов из перечня выше.

Ключевыми же трендами потребительского поведения россиян на текущий год сохранятся, помимо уже упоминавшейся промо-зависимости, собственные торговые марки сетей, порционная упаковка, товары, позиционирующиеся как отвечающие стилю здорового образа жизни, маркировка как эффективный метод убеждения, E­commerce и омниканальность.

Материал подготовлен в рамках информационной поддержки совместно с форумом Food Business Russia 2019, 28 февраля – 1 марта, отель Hilton Garden Inn Moscow Krasnoselskaya

www.b2bcg.ru/food­business­russia­2019/

  Статья опубликована в 119 номере журнала "Точка продаж" за январь февраль 2019 года

Статьи по теме
Когда жесткость не нужна никому. Пять советов опытного закупщика
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки.…
Инструкция для категорийного менеджера: как склонить поставщика к дополнительной скидке в размере 2–5%?
Ликвидность сетевых продаж и увеличение доходности товара на 70% зависят от навыков категорийного менеджера, компетентность которого существенно…
Алгоритм выбора товаров
Сегодня мы раскроем некоторые секреты управления ассортиментом розничного магазина, а именно решение одной из самых важных и сложных задач современной…
Технология управления ассортиментом
Что должно быть в ассортименте, чтобы не было хаоса на полке и в голове покупателя. Сергей Илюха, международный эксперт по розничной торговле…
Новости по теме
17 ноября 2022 «Точка продаж»
В этот раз жители российских городов готовятся к Новому году 2022-2023 заранее, приобретая праздничный декор и новогодние ёлки: в период с октября по ноябрь…
В сентябре 2022 года был запущен уникальный сервис онлайн-аналитики «Продажи.рф» для маркетологов, аналитиков и управленцев FMCG-компаний. Обезличенные…
18 октября 2022 КВК «Империя»
Аналитический отдел Международной выставки «Петерфуд» выяснил, какие товары в приоритете у закупщиков на период осени 2022 года. В исследовании приняли…
На АЗС сети «Газпромнефть» появился новый напиток Cola под собственной торговой маркой G-Drive.
Мероприятия по теме
Винная Ассамблея — заключительное мероприятие проекта Top100wines.ru
Винная Ассамблея — заключительное мероприятие проекта Top100wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
31 октября 2022 FCongress
Международная выставка потребительских товаров International Commodity Fair 2022
Международная выставка качественных потребительских товаров International Commodity Fair 2022 & China Commodity Fair 2022, импортно-экспортный проект,…
24 октября 2022 Business Media Associates
Материалы по теме
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки. И каждый…
Ликвидность сетевых продаж и увеличение доходности товара на 70% зависят от навыков категорийного менеджера, компетентность которого существенно влияет…
Сегодня мы раскроем некоторые секреты управления ассортиментом розничного магазина, а именно решение одной из самых важных и сложных задач современной…
Что должно быть в ассортименте, чтобы не было хаоса на полке и в голове покупателя. Сергей Илюха, международный эксперт по розничной торговле и переговорам,…
В этот раз жители российских городов готовятся к Новому году 2022-2023 заранее, приобретая праздничный декор и новогодние ёлки: в период с октября по ноябрь…
В сентябре 2022 года был запущен уникальный сервис онлайн-аналитики «Продажи.рф» для маркетологов, аналитиков и управленцев FMCG-компаний. Обезличенные…
Аналитический отдел Международной выставки «Петерфуд» выяснил, какие товары в приоритете у закупщиков на период осени 2022 года. В исследовании приняли…
На АЗС сети «Газпромнефть» появился новый напиток Cola под собственной торговой маркой G-Drive.
Винная Ассамблея — заключительное мероприятие проекта Top100wines, ежегодного рейтинга российских вин, призванного укрепить имидж и репутацию отечественных…
Международная выставка качественных потребительских товаров International Commodity Fair 2022 & China Commodity Fair 2022, импортно-экспортный проект,…
В рамках онлайн-семинара «Как бренду стать экологичнее и удержать покупателя» эксперты поделятся информацией о том, каким должен быть честный экомаркетинг…
Ежегодная флагманская выставка контрактного производства и товаров, производимых под собственной торговой маркой SobMaExpo (ex IPLS) – важный элемент поддержки…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить