Рекламный баннер
20 июня 2021, воскресенье

Рынок FMCG продолжает пребывать в состоянии неопределенности: на нем заметны как положительные, так и весьма тревожные тенденции.

По данным Росстата за III квартал 2018 года, оборот розничной торговли в России увеличился на 2,6%, а продажи продуктов питания (включая напитки) и табачных изделий – на 1,0%. Положительная тенденция наблюдается и по итогам 9 месяцев 2018 года. Здесь оборот розницы в физическом выражении также увеличился на 2,6%, а продажи продуктов питания (включая напитки) и табачных изделий – на 1,8%. Правительство выдает оптимистические прогнозы о продолжении роста ­­в 2018–2020 годах и предполагает 2,9% в физическом выражении с ежегодным небольшим ускорением. Конечно, это не бум, но и не падение. С другой стороны, наверное, не найдется такого ритейлера, который не отметит продолжающуюся стратегию потребителей на экономное потребление. Снижение реальных располагаемых доходов покупателей закономерно приводит к снижению прибыли и ограничивает привлекательность традиционных маркетинговых ходов. Фактически, и это отмечается на всех отраслевых мероприятиях, на рынке наблюдаются ожесточенные промо-войны, которые стали основным инструментом борьбы за покупателя. Доля продаж по промо-акциям увеличивается у всех ритейлеров в среднем на 5 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом. По многим категориям рост еще выше. В некоторых категориях более 70% продаж приходится на промо. Лидерами здесь выступают такие категории, как порошки и кондиционеры для белья (более 80% продаж по акциям), затем шоколадные плитки и гели для душа. В таких категориях, как детское питание и кофе, наблюдается самый большой рост доли по сравнению с прошлым годом. Даже молочные продукты дают рост промо почти на 10 процентных пунктов. При этом глубина скидки постоянно увеличивается. Хотя промо и остается пока наиболее эффективным из работающих маркетинговых инструментов, бесконечно промо-войны продолжаться не могут. Можно сказать, что рынок уже почти пришел к своему пределу, и что в этой ситуации делать производителям дальше – непонятно. У потребителей уже сформировалась промо­-зависимость, а каких-­либо работающих альтернатив пока нет. В этих условиях ритейлерам даже поддерживать финансовые показатели на текущем уровне оказывается непросто. Одним из инструментов выживания ряд экспертов называют работу по выявлению локальных особенностей потребления и точечную работу в этом направлении. Но конкретные стратегии здесь только начинают вырабатываться. В этих условиях малые форматы торговли, которые традиционно находятся в более жесткой ситуации и не могут конкурировать в промо-войнах, могут оказаться более гибкими. Тем более что государство планирует их поддержать. Инициатива Минпромторга РФ, разработавшего законопроект о малых форматах торговли, должна будет упростить работу этого сегмента и способствовать появлению на нем новых игроков.

Эффект от повышения налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года до 20% пока сложно фиксируем, и как он реально отразится на рынке, можно будет сказать после подведения статистики за первый квартал, но то, что это очередное негативное воздействие на рынок, – очевидно.

Пока, по прогнозам, наиболее стабильным остается верхний ценовой сегмент – Luxury и Premium. Здесь покупатели пока не готовы заметно менять свои потребительские предпочтения, а вот потребление в среднем ценовом сегменте неуклонно продолжает снижаться, благодаря чему растет бюджетный ценовой сегмент. Эту тенденцию при планировании ассортиментной политики нельзя не учитывать.

По оценкам INFOLine, среди факторов, наиболее сильно препятствующих развитию бизнеса в 2018 году, выделяются (в порядке убывания): увеличение себестоимости, недостаточный спрос потребителей, монополизация рынка сетями, «серые» схемы конкурентов, нехватка квалифицированного персонала, высокие процентные ставки. И хотя законодательные ограничения оказались на последнем месте, влияние государственного регулирования игроки рынка также отмечают. Так, негативные последствия для бизнеса от введения системы «Платон» отмечают более 50% участников рынка. Инициативы государства, прямо и косвенно повышающие налоговую нагрузку для производителей, способствуют активизации и основных негативных факторов из перечня выше.

Ключевыми же трендами потребительского поведения россиян на текущий год сохранятся, помимо уже упоминавшейся промо-зависимости, собственные торговые марки сетей, порционная упаковка, товары, позиционирующиеся как отвечающие стилю здорового образа жизни, маркировка как эффективный метод убеждения, E­commerce и омниканальность.

Материал подготовлен в рамках информационной поддержки совместно с форумом Food Business Russia 2019, 28 февраля – 1 марта, отель Hilton Garden Inn Moscow Krasnoselskaya

www.b2bcg.ru/food­business­russia­2019/

  Статья опубликована в 119 номере журнала "Точка продаж" за январь февраль 2019 года

Статьи по теме
Алгоритм выбора товаров
Сегодня мы раскроем некоторые секреты управления ассортиментом розничного магазина, а именно решение одной из самых важных и сложных задач современной…
Технология управления ассортиментом
Что должно быть в ассортименте, чтобы не было хаоса на полке и в голове покупателя
Эффективное промо. Выигрывает тот, кто не стоит на месте
В последнее время конкуренция между ритейлерами принимает все более жесткий характер. И если раньше в конкурентной борьбе участвовало большое…
«МАГНИТ»: конец креативу?
Основатель и совладелец сети розничных магазинов «Магнит» Сергей Галицкий продал ВТБ 29,1% акций компании. По словам Сергея Галицкого, сумма…
Новости по теме
01 февраля 2021 METRO Cash and Carry
Компания METRO вошла в Short List номинантов на RB Digital Awards 2021 с кейсом в категории «бизнес-модель». METRO вошла в шорт-лист в числе 45 компаний,…
25 января 2021 METRO Cash and Carry
Модель франчайзинга «Фасоль» заняла второе место в рейтинге франшиз BUYBRAND. В лидеры рейтинга этого года вырвались те франшизы, которые продолжили активное…
18 января 2021 METRO Cash and Carry
METRO обновила мобильное приложение в магазине приложений AppGallery для владельцев смартфонов HUAWEI.
19 октября 2020 METRO Cash and Carry
METRO в очередной раз фиксирует рост канала e-grocery – к концу первых 9 месяцев 2020 года уровень онлайн-продаж METRO на конечных потребителей достиг…
Мероприятия по теме
Материалы по теме
Сегодня мы раскроем некоторые секреты управления ассортиментом розничного магазина, а именно решение одной из самых важных и сложных задач современной…
Что должно быть в ассортименте, чтобы не было хаоса на полке и в голове покупателя
В последнее время конкуренция между ритейлерами принимает все более жесткий характер. И если раньше в конкурентной борьбе участвовало большое количество…
Основатель и совладелец сети розничных магазинов «Магнит» Сергей Галицкий продал ВТБ 29,1% акций компании. По словам Сергея Галицкого, сумма сделки составила…
Компания METRO вошла в Short List номинантов на RB Digital Awards 2021 с кейсом в категории «бизнес-модель». METRO вошла в шорт-лист в числе 45 компаний,…
Модель франчайзинга «Фасоль» заняла второе место в рейтинге франшиз BUYBRAND. В лидеры рейтинга этого года вырвались те франшизы, которые продолжили активное…
METRO обновила мобильное приложение в магазине приложений AppGallery для владельцев смартфонов HUAWEI.
METRO в очередной раз фиксирует рост канала e-grocery – к концу первых 9 месяцев 2020 года уровень онлайн-продаж METRO на конечных потребителей достиг…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить